Север и рынок. 2018, N 2.
Минэкономразвития, преобразования надлежало осуществить по формуле ОАО + ЗАО = АО и создать в итоге новую систему юридических лиц, в которой публичные АО будут составлять меньшинство, а непубличные, требования для которых существенно облегчатся, образуют большинство. Однако при этом не учитывалось, что в России в пореформенную эпоху в ходе корпоративного строительства вместо объединения капиталов в рамках корпоративных юридических лиц, как это было принято во всем мире, преследовалась единственная цель — перераспределение прав собственности, а несоответствие акционерной формы и ее содержания было характерно и для мелких и для крупных форм ведения бизнеса, поэтому простым упорядочиванием системы юридических лиц эту проблему решить было нельзя. Осуществление преобразований в соответствии с вышеописанной формулой началось лишь через восемь лет — в 2014 г., с вступлением в силу изменений законодательства о юридических лицах, введенных в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) [3]. Поправки в Федеральный закон от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (далее — Закон об АО) [4], устраняющие противоречия с новыми нормами ГК РФ, были приняты позднее — 29 июля 2015 г. Закон № 99-ФЗ внес принципиальные изменения в систему юридических лиц: все коммерческие и некоммерческие организации были разделены на корпорации и унитарные организации. К корпорациям, согласно статье 65.1 ГК РФ, были отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ. В соответствии с новой редакцией ГК РФ корпоративные юридические лица (корпорации) были определены как юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, при этом участие в корпоративной организации выступает основой для приобретения корпоративных (членских) прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица. В противовес так определенным «корпоративным юридическим лицам» законом № 99-ФЗ выделяются унитарные юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В данной формулировке, выделяются два критерия: право участия в организации и возникающие из него имущественные права, называемые корпоративными, а также право выбирать высший орган. С точки зрения автора, такой подход приводит к расширительной трактовке понятия «корпорация», что, в свою очередь, затрудняет разработку системы адекватного регулирования корпоративных юридических лиц и только сохранение в ст. 50 ГК РФ разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выделить группу коммерческих корпораций (хозяйственных обществ) как наиболее близкую по смыслу к понятию «корпорация». Центральные изменения, предусмотренные Законом № 99-ФЗ, помимо определения корпоративных юридических лиц, коснулись и организационно-правовых форм акционерных обществ в части замены ранее существовавшего деления на открытые и закрытые АО, выделения публичных и непубличных акционерных обществ. В законе выделяются два основных критерия их публичности. Акционерное общество признается публичным, если его акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах и если его фирменное наименование содержит указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014) [5]. В этой связи стоит отметить, что обязанности указания на непубличность общества в его названии в законе не содержится. Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции находились в обращении на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. автоматически были признаны публичными акционерными обществами. Существенным моментом нового законодательства является требование, которым устанавливается, что осуществлять функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в ред. от 01.09.2014). Следует отметить, что на ЗАО и вновь преобразованные непубличные АО также распространяется требование пользоваться услугами внешнего реестродержателя, за нарушение этой 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz