Север и рынок. 2018, N 2.

национальной безопасности в Арктике» и др. (п. 6 , ст. 21). Таким образом, разработчики хотя бы на словах отошли от концепции Законопроекта-2016, где опорная зона в принципе понималась не как территория, а как утверждаемый Правительством РФ перечень мероприятий и приоритетных инвестиционных проектов, без формальной географической привязки. В настоящее время в России имеются широко известные территории двух типов, в которых установлен особый режим ведения предпринимательской деятельности: первые — особые экономические зоны (ОЭЗ), пришедшие на смену ранее существовавшим специальным экономическим зонам после принятия в 2005 г. Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон «Об ОЭЗ») [12]; вторые — территории опережающего социально-экономического развития (сокращенно ТОР), создаваемые на Дальнем Востоке на основании соответствующего Федерального закона № 473-ФЗ (далее — Закон «О ТОР») [13]. Опорные зоны, как они предложены в Законопроекте-2017, имеют с ними ряд сходных черт, но намного больше отличий как содержательного, так и процессуального характера (табл. 1 ). Таблица 1 Правовое положение опорных зон развития, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (сравнительная таблица) Критерий Опорные зоныразвития (по Законопроекту-2017) Особые экономические зоны (по Закону «ОбОЭЗ») Территорииопережающего социально-экономического развития (по Закону «ОТОР») Цели создания Ускоренное социально­ экономическое развитие Арктической зоны, привлечение инвестиций, освоение минерально­ сырьевых центров в Арктике, а также развитие Северного морского пути Развитие обрабатывающих и высокотехнологичныхотраслей, туризма, санаторно-курортной сферы, портовойи транспортной инфраструктур, разработка технологийи коммерциализация ихрезультатов, производство новых видов продукции Формирование благоприятныхусловийдля привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортныхусловий для обеспечения жизнедеятельностинаселения Срок создания Бессрочно, с возможностью прекращения 49 лет без возможности продления 70 лет с возможностью продления Географические характеристики Утверждаются описание местоположения опорной зоны, основныхобъектов инфраструктурыопорной зоныи проектов, схема территориального планирования Определяются границыОЭЗ и перечень образующих ее земельныхучастков. Площадь промышленно­ производственных ОЭЗ до 40 км2, технико­ внедренческих—до 4 км2, портовых—до 50 км 2 Определяются местоположение границТОР и перечень образующих ее земельныхучастков Критерии получения статуса участника опорной зоны (резидентаОЭЗ, ТОР) Стоимость проекта не менее 100 млрдруб. (для якорных проектов). Взаимосвязь с якорными проектами (для неякорных проектов). Якорные инвесторы определяютсядо создания зоны, неякорные— по согласованиюс ними Допустимые видыдеятельности зависят от типаОЭЗ и определяются в Законе и соглашениях. Минимальныйобъем капиталовложенийдля резидентов промышленно­ производственныхОЭЗ— 120млнруб., портовыхОЭЗ— 400 (строительство) и 120 млн руб. (реконструкция портов), для режима свободнойтаможенной зоны—2,5-30 млнруб. (в зависимостиот товара) Видыдеятельностии минимальныйобъем капитальных вложений резидентов определяется ПравительствомРФпри созданиикаждойТОР 1 Здесь и далее по тексту, если не оговорено иное, ссылки приводятся на статьи Законопроекта-2017. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz