Север и рынок. 2018, N 2.

Обоснована необходимость изменения вектора государственного регулирования крупнейших корпораций в сторону повышения жесткости институциональных условий для их операционной деятельности, при одновременном совершенствовании институциональной среды и ориентации на социально-экономическое развитие территорий и местных сообществ. Ключевые слова: корпорация, государственное регулирование, корпоративный сектор, виртуальность организационно-правовых форм, транспарентность, корпоративное законодательство, налоговое законодательство, институт КГН, местные сообщества. G. P. Pochivalova PhD (Economics), Associate Professor G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia ANALYSIS OF TRENDS IN THE STATE REGULATION OF THE CORPORATE SECTOR FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NORTHERN REGIONS (CASE STUDY OF THE MURMANSK REGION) Abstract. The article is devoted to studying the level of development and direction of the state regulation of corporations and the effects caused by this regulation, including for regional economies of northern regions, using the example of the Murmansk region.On the basis of the analysis, it was concluded that large corporate organizations, despite their high social importance for the host territories, act as private enterprises, due to the absence of a regulatory system in which their activities would be linked to socio-economic development of the country and regions. Analysis of the current state regulation of the corporate sector showed that it has a predominantly fiscal focus, and innovations in the field of liberalization of corporate legislation, instead of forming corporate citizenship, lead to an increase in the virtuality and non-public nature of their organizational and legal forms. It is concluded that in the absence of correlations between the requirements of transparency of business and the scale of its activities, these changes have already led to the fact that the largest Russian enterprises, primarily in the northern regions, have become either non­ public joint-stock companies or their branches, and have lost their legal certainty in the territory that encloses them. These processes create instability and unpredictability for regions of their presence. The necessity of changing the vector of the state-regulated largest corporations towards increasing the rigidity of the institutional conditions for their operating activities is substantiated, while improving the institutional environment and orientation to the socio-economic development of territories and local communities. Keywords: corporation, state regulation, corporate sector, virtuality of organizational and legal forms, transparency, corporate legislation, tax legislation, the Institute of the consolidated group of taxpayers, local communities. Введение Корпорация является одним из важнейших институтов и формой ведения крупного бизнеса во всем мире и обладает целым рядом преимуществ. Это, прежде всего, возможность объединить в своих рамках капиталы, обезличенно покупать и продавать акции на свободном рынке, получая доступ к инвестиционным ресурсам общества. Она не зависит от жизни отдельных личностей, обеспечивает независимость управления и привилегию ограниченной ответственности. Наиболее важное отличие корпорации от других форм ведения коллективной деятельности и ее главная привилегия состоит в отделении корпоративной идентичности от идентичности ее участников. Эти привилегии даются корпорациям от имени власти при их регистрации в качестве юридических лиц, и, соответственно, власть приобретает право от имени общества требовать отчета об их деятельности, создав систему государственного регулирования. Корпоративная форма ведения бизнеса явилась одной из главных организационных новаций XIX в. и получила широкое распространение во всем мире, в том числе и в России, однако это развитие было прервано Октябрьской революцией 1917 г., когда был осуществлен переход к плановой экономике, предполагавшей упразднение института частной собственности и переход всех предприятий под управление государства. В организационно-институциональной эволюции корпоративных форм ведения бизнеса можно выделить три основных этапа. На первом этапе, в XIX в., они выступали в форме частных предприятий, на втором, в первой половине ХХ в., начали формироваться «предпринимательские корпорации», которые, на третьем этапе, во второй половине ХХ в., переросли в «общественные», публичные корпорации, с точки зрения охвата интересов многочисленных общественных групп. Таким образом, на протяжении двух столетий происходили эволюционные изменения, которые привели к увеличению общественной составляющей в их деятельности в виде развитых систем корпоративного управления, 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz