Север и рынок. 2018, N 2.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ DOI: 10.25702/KSC.2220-802X-2-2018-58-4-15 УДК 351 А. К. Криворотов кандидат экономических наук, секретарь совета директоров компании «Штокман Девелопмент АГ», г. Москва, Россия ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ Аннотация. Рассмотрены основные положения проекта Федерального закона «Оразвитии Арктической зоны Российской Федерации», обнародованного Минэкономразвития в конце 2017 г. Показано, что в документе содержится однобокий перекос в сторону процедурных вопросов создания опорных зон развития. Последние формально призваны обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, но, по логике законопроекта, сведутся к индивидуальной поддержке заранее выбранных инвестпроектов, прежде всего якорных, стоимостью не менее 100 млрд руб. Результатом станет появление в Арктике новых градообразующих мегапроектов (преимущественно добывающих отраслей), сооружаемых крупными компаниями-монополистами при официальном содействии региональных администраций. Такой путь развития, идущий вразрез с мировой практикой, обрекает опорные зоны на участь негибких монопрофильных поселений, а остальную часть Арктической зоны — на экономический упадок и запустение, что противоречит стратегическим задачам России в Арктике. На основании проведенного анализа сделан вывод о необходимости глубокой переработки законопроекта в режиме широкой открытой дискуссии. Ключевые слова: Арктическая зона России, законопроект, опорные зоны развития, якорные проекты, стратегия. A. K. Krivorotov PhD (Economics), Secretary of the Board of Directors Shtokman Development AG, Moscow, Russia DEVELOPING THE RUSSIAN ARCTIC ZONE: LEGISLATIVE CHALLENGES Abstract. The article reviews key points of the draft Federal Law ‘On the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation’, which was tabled by the Russian Ministry of Economic Development in late 2017. It demonstrates that the draft is imbalanced, with a heavy focus onprocedural issues of setting up ‘cornerstone development zones’. These have a formal mission to promote a comprehensive development of the Arctic Zone. The draft implies, however, that they will boil down to patronizing specific preselected investments, first and foremost ‘anchor projects’worth at least 1 0 0 bn rubles each. The Arctic will thus witness new emerging company towns and megaprojects (especially within extractive industries), constructed by major investors enjoying local monopolies and public support from regional governments. Such development path confronts contemporary global practice and will doom cornerstone zones to becoming non- flexible specialized settlements, while the rest of the Arctic Zone will face decay, strictly contrary to Russian strategic goals for the Arctic. This analysis concludes that the draft requires a deep revisionwithin the framework of a broad public debate. Keywords: Russian Arctic Zone, draft law, cornerstone development zones, anchor projects, strategy. Активизация деятельности России в Арктике, появление Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) как особого правового института резко повысили актуальность формирования соответствующего специализированного законодательства. Новый проект базового Федерального закона об АЗРФ, обнародованный в конце 2017 г., был призван стать важным шагом в этом направлении, но вызвал на Севере весьма неоднозначную реакцию. Настоящая статья посвящена анализу содержания документа (в том числе в сравнении с аналогичными действующими законами) и оценке потенциальных эффектов его принятия для социально-экономических процессов, происходящих в российской Арктике. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz