Север и рынок. 2018, N 2.

преобладанию сырьевых производств в структуре промышленности Севера и развитию трудоемкого способа производства. Это также отразилось и на структуре промышленности северных территорий, в которой лидирующую долю занимают: горнодобывающая промышленность и металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; добыча нефти и газа; электроэнергетика; производство строительных материалов. 4. Низкая устойчивость экологических систем, влияющих на биоразнообразие и климат. В настоящее время в Арктике зафиксирован критический уровень загрязнения окружающей среды. Отсутствие рыночных механизмов управления освоением в советский период северных территорий привело к тому, что крупные промышленные центры не были заинтересованы в бережном отношении к хрупкой экосистеме Арктики. Как следствие, в настоящее время окрестности ряда городов и прилегающих к ним территорий, таких, например, как г. Мончегорск и пгт. Никель, находящиеся в Мурманской обл., в природном отношении представляют собой техногенные пустоши, в которых уничтожена практически вся растительность, изменена структура почвенного покрова, сильно загрязнены поверхностные воды. Только АО «Апатит» ежегодно складирует порядка 30 млн т отходов. За весь 75-летний период освоения и эксплуатации Хибинских месторождений в хвостохранилищах фабрик ОАО «Апатит» накопилось уже более 750 млн т хвостов флотационного обогащения. Горнопромышленные предприятия Кольского п-ова ежегодно производят до 200 млн т твердых отходов, в отвалах и хвостохранилищах накоплено более 6 млрд т раздробленной горной массы [5]. Природа Арктики не в состоянии переработать такое количество накопленных отходов даже за сотни лет. Очевидна проблема накопленного экологического ущерба, поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в Арктике является сохранение и обеспечение защиты природной ее среды, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Помимо перечисленных в программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 [ 6 ], социально-экономических особенностей развития Арктики РФ не менее важной проблемной характеристикой является ее особое геополитическое положение, что вызывает конфликт стратегических интересов многих государств. Помимо пяти «официальных» арктических держав, которые окружают Северный полюс (Соединенные Штаты Америки, Канада, Россия, Норвегия, Дания и Гренландия), Европейский союз имеет определенную политическую и экономическую заинтересованность в Арктике. Кроме того, нетрадиционные участники, такие как Китай и Япония, также демонстрируют готовность участвовать в освоении богатств этих регионов. Получается, что сегодня Арктическая зона затрагивает интересы очень многих стран, даже тех, которые располагаются на противоположной части земного шара. Каждая страна желает завладеть определенной долей природных богатств северных территорий. Таким образом, территории Арктической зоны Российской Федерации — это не только уникальная экологическая система со сложной природно-климатической зоной, но и целый спектр политических и экономических проектов и возможностей, в реализации которых заинтересованы многие государства. Все это формирует огромный круг проблем, решение которых на самом высоком государственном уровне связано с разработкой и реализацией единой программы развития Арктической зоны. В настоящий момент существует Стратегия развития Арктической зоны до 2020 г., которая утверждена президентом [1], однако она содержит лишь концептуальные основы социально-экономического управления арктическими территориями РФ и не имеет выраженной тактической программы промышленного, экономического и социального развития для каждой отдельной северной территории, что отчасти может быть объяснено неоднородностью территориальных образований, которые включены в Арктическую зону РФ. Для решения этой проблемы создаются и реализуются различные адресные программы для различных регионов [7, 8 ], таких как Мурманская, Архангельская обл. и др. Освоение Арктики предполагает, в числе прочего, и освоение запасов полезных ископаемых: в российском Заполярье располагается основная минерально-сырьевая база страны — газ, нефть, никель, медь, уголь, золото, уран, вольфрам и алмазы [2]. В проблеме освоения месторождений Арктики можно выделить два существенных фактора. С одной стороны, в настоящее время во многих отраслях хозяйственной деятельности наблюдаются тенденции на цифровизацию, но все разработанные и отчасти успешно реализованные программы развития отдельных северных территорий не учитывают одного из главных аспектов социально-экономического развития в целом — цифровой трансформации экономики. В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz