Север и рынок. 2018, N 2.

• 364 млрд руб. — на глобальные системы транспортной, энергетической, информационно­ коммуникационной опорной арктической инфраструктуры; • 106 млрд руб. — на финансирование развития приоритетных секторов экономики АЗРФ (нефть, попутный газ, трудноизвлекаемые ресурсы, развитие СМП, туризм); • 82 млрд руб. — на восстановление и строительство локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ, качество жизни населения, локальные транспортные системы, коренные малочисленные народы Севера); • 45 млрд руб. — на реализацию государственной программы (арктическое управление, международное сотрудничество). Госпрограмма была утверждена Правительством РФ в апреле 2014 г., но через год, в апреле 2015 г., на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики отмечалось, что госпрограмма носит «экспертный» характер, так как в бюджете нет средств на ее реализацию [5]. Модернизация всей инфраструктуры требует значительных инвестиций, и в настоящее время это основная угроза развития СМП, в связи с чем в этой работе нужно не только опираться на силы и возможности России, но и использовать международную кооперацию. По мнению Теро Ваурасте, вице-председателя Арктического экономического совета, следует формировать инвестиционные предложения, в том числе для заинтересованных иностранных игроков, и активнее привлекать частный капитал. В СМП готовы инвестировать Китай, Южная Корея и Япония. По мнению ряда зарубежных экспертов, готовность России инвестировать в добычу нефти на шельфе Северного Ледовитого океана может иметь негативные последствия для окружающей среды, так как общие для всей Арктики климатические процессы оказывают непропорциональное влияние на глобальное потепление и могут привести к дальнейшему росту экологического ущерба. На фоне потенциальных экономических выгод от добычи ресурсов в Арктике неблагоприятному воздействию такой политики на окружающую среду внимания уделяется явно недостаточно. Воздействие на изменения климата находится за пределами возможностей любой отдельной страны, но арктические государства возлагают надежду на союзников, разделяющих их обеспокоенность экологическими проблемами Арктики. Например, Китай, который является крупнейшим потенциальным партнером России по торговле через СМП, готов взять на себя роль лидера в области глобальных экологических инициатив. Ранее эта роль принадлежала Соединенным Штатам, но в настоящее время возник определенный вакуум, обусловленный позицией администрации Дональда Трампа по проблеме изменений климата [17]. Как говорилось выше, ученые отмечают как позитивное, так и негативное влияние климата при исследовании последствий его изменения в Арктике, где климатические условия меняются быстрее, чем в мире в целом, а также результатов этого влияния на различные стороны хозяйственной деятельности. Согласно оценкам и прогнозам, в течение ближайших десятилетий под влиянием роста температуры приземного воздуха и количества осадков в Арктике следует ожидать масштабной перестройки природно-климатических условий [ 2 ]. Все экономические расчеты последствий от изменения климата рассматривают повышение температуры в Арктике с точки зрения ущерба от происходящих изменений для экономики и социальной сферы мира в целом и для отдельных государств. Например, расчеты некоторых зарубежных ученых показали, что последствия деградации многолетней мерзлоты из-за глобального потепления в Арктике нанесут ущерб для человечества примерно в 160 трлн долл. в период до 2100 г., в среднем 1,9 трлн долл. в год [18, 19], что составит порядка 1,1-1,2 % мирового ВВП. России климатические изменения на период до 2030 г. будут стоить 2-3 % ВВП в год, а на отдельных территориях — до 5-6 % регионального валового продукта [20]. В то же время, как уже упоминалось, последствия изменений климата для экономики неоднозначны: для одних видов хозяйственной деятельности и территорий страны, включая АЗРФ, условия воспроизводства ухудшаются, для других они, напротив, улучшаются, например, увеличение сроков навигации в акваториях Северного Ледовитого океана и, соответственно, возможностей развития СМП. Возможные последствия изменения климата, способные повлиять на работу СМП, отражены в табл. 2 . Тем не менее, по прогнозам экспертов, совокупный эффект благоприятных последствий изменений климата для экономики АЗРФ до 2030 г. будет характеризоваться превышением издержек (включая, прежде всего, ущерб от опасных природных явлений) над ожидаемыми выгодами [ 2 ]. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz