Север и рынок. 2018, N 2.
На трассах СМП запланирована программа строительства и реконструкции портов. Ниже приводится несколько примеров уже построенных объектов и проектов. 1. Строительство терминала по перевалке нефти с Новопортовского месторождения на мысе Каменный осуществляет ПАО «Газпромнефть», вложившее в проект 10,9 млрд руб. Работы в целом успешно завершены. Нефтеналивной терминал, названный «Ворота Арктики», осуществляет отгрузку нефти с мая 2016 г. Проектная мощность терминала — 8,5 млн т нефти в год. 2. Строительство терминала для перевалки СПГ с Салмановского и Геофизического месторождений планируется между мысом Каменный и портом Сабетта на восточном гыданском берегу Обской губы. Проект намерено реализовать ООО «Арктик СПГ-2» («Новатэк»). В месте расположения будущего завода СПГ в настоящее время осуществляется строительство причала для обеспечения работ по обустройству месторождений. Ожидаемый объем перевалки СПГ — 16,5 млн т. 3. Строительство глубоководного района в морском порту Архангельск будет осуществлять специально созданное ООО «Глубоководный район "Северный"». Предусматривается создание четырех самостоятельных перегрузочных комплексов, способных обеспечить прием судов дедвейтом до 75 тыс. т с общим грузооборотом порядка 28 млн т/год. Новый грузовой район включит в себя 17 грузовых причалов, в том числе: 2 причала для перегрузки угля, 2 нефтеналивных причала, 8 причалов для перегрузки контейнеров, 5 универсальных причалов. Общий объем капитальных вложений — 25 млрд руб. 4. Реконструкцию морского порта Нарьян-Мар планирует осуществлять ОАО «Ненецкая нефтяная компания», единственным учредителем которой является Ненецкий автономный округ. Предусматривается реконструкция двух причалов порта в целях увеличения грузооборота порта на 350 тыс. т к 2020 г. Необходимый объем инвестиций оценивается в 3,7 млрд руб. 5. Строительство универсального и специализированного перегрузочных комплексов в порту Индига с естественными глубинами около 17 м также планируется ОАО «Ненецкая нефтяная компания», рассчитывающее отгружать через этот порт СПГ, нефть и нефтепродукты, грузы снабжения. Перспективный объем перевалки оценивается в 30 млн т. 6 . Строительство нефтяного терминала на мысе Таналау на правом берегу в нижнем течении реки Енисей в рамках освоения Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. Инвестор — ОАО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» — планирует вложить в реализацию проекта 8,9 млрд руб. Мощность нефтяного терминала — 5 млн т [14]. Следующая проблема обусловлена дефицитом системы мониторинга ледовой обстановки в режиме реального времени. Как считают специалисты, информационную базу этой системы должны составлять данные радарных съемок с космических аппаратов, как наиболее информативные и доступные в настоящее время. Разработка, запуск и введение в эксплуатацию радарной системы гражданского назначения в РФ — насущная задача для создания эффективной и независимой системы мониторинга ледовой обстановки в акватории СМП. В настоящее время идет работа над восстановлением метеостанций, часть из них уже работает. Кроме того, на трассе СМП практически отсутствует действующая спасательная инфраструктура на случай непредвиденных ситуаций. Безопасность относительно обеспечена только на участке от Мурманска до Карского моря, и на этом участке оперативные спасательные службы могут спасти судно, которое терпит бедствие. Существует программа по строительству 13 спасательных центров вдоль всего СМП. В Мурманске такой центр уже построен [ 8 ]. Отсутствует полноценное наземное навигационное и гидрографическое обеспечение. Создавать все это необходимо с учетом дальнейшего изменения климатических условий [ 1 1 ]. Таким образом, в настоящее время состояние инфраструктуры, различных систем обеспечения и сервисов обусловливает значительные риски и высокие страховые ставки, особенно для перевозок опасных грузов: нефтепродуктов, газового конденсата, СПГ и т. д. Необходимо создание эффективной аварийно-спасательной службы, способной обеспечить спасение экипажей судов, плавсредств в любое время года в любой точке акватории СМП. Нужна современная портовая инфраструктура, суда обеспечения и, в первую очередь, ледокольный флот, без которого невозможно обеспечить регулярное плавание в зимний период времени даже в условиях потепления XXI в. [7]. В ноябре 2013 г. проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» предусматривал финансирование из федерального бюджета в размере 598,5 млрд руб. В эту сумму входили следующие расходы: 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz