Север и рынок. 2018, N 2.

По мнению Максима Белова, председателя комитета Мурманской областной думы по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству, одним из направлений развития СМП в условиях климатических изменений мог бы стать туризм. Это способствовало бы возрождению небольших заброшенных поселков СМП. Проблема в том, что эти населенные пункты находятся в зоне особого пограничного контроля. Для того чтобы судну другого государства зайти, например, в порт Тикси, необходимо множество разрешений, и этот процесс может затянуться на несколько месяцев. Поэтому реализовывать подобные туристические проекты в настоящее время нереально, хотя они были бы очень интересны и выгодны. В настоящее время туристы могут только посмотреть на берег с борта круизного судна в бинокль [ 8 ]. В качестве примера М. Беловым приводится Норвегия, где практически отсутствует режим пограничного контроля и в прибрежных поселках приветствуются круизные суда. В Киркенес, находящийся недалеко от Мурманска, и зимой и летом заходит множество судов с туристами из Европы, Китая, Японии. Туристы обеспечивают стране крупные денежные вливания из-за рубежа. Десятки тысяч туристов посещают за три летних месяца город с населением немногим более 3 тыс. чел. [10], и каждый платит порядка 25-30 евро. По мнению М. Белова, у наших прибрежных поселков огромные перспективы, но необходима долгая бюрократическая процедура по упрощению правил захода судов в порты этих населенных пунктов [ 8 ]. Эксперты, настроенные оптимистично, считают, что повышение среднегодовых температур в Арктическом регионе и связанное с этим сокращение ледового покрова приведет к тому, что круглогодичное транзитное движение судов по СМП станет коммерчески выгодным. Пессимисты же отмечают, что вся портовая инфраструктура СМП, расположенная на многолетней мерзлоте, теперь разрушается и сокращается в результате потепления климата в регионе. Россия теряет уже имеющиеся портовые сооружения и обслуживающие их населенные пункты. В случае дальнейшего развития процесса таяния многолетней мерзлоты и подъема уровня Мирового океана кроме имеющейся портовой инфраструктуры в регионе будут разрушаться и другие транспортные объекты — аэропорты, дороги, трубопроводы [ 1 1 ]. Многими учеными отмечаются и другие отрицательные последствия изменения климата, которые повлияют на судоходство по СМП: увеличивается вероятность роста высот ветровых волн, возможно увеличение числа и интенсивности ледовых штормов, когда сильное ветровое волнение развивается в зоне разреженных льдов, состоящих из крупных обломков однолетнего льда. Примером является Печорское море, где эти факторы зачастую сочетаются. Ускоряется разрушение берегов, сложенных рыхлыми и ледяными породами. Российские ученые, проводившие исследования в районе Новой Земли, установили, что ледники на арктических островах также разрушаются, что приводит к появлению в арктических водах айсбергов и обломков льда, которые опасны для судов. В качестве обеспечения безопасности судоходства по СМП планируется создать Ледовую службу для ледового мониторинга и защиты от айсбергов [9]. Проблемы развития Северного морского пути Вместе с тем на полноценном функционировании СМП сказывается не только позитивное или негативное влияние климата, одной из главных проблем при реализации транспортного потенциала СМП в контексте последствий глобального потепления в российской Арктике является нехватка развитой транспортной инфраструктуры. В частности, экспертами отмечается недостаточное количество: • портов с крупными контейнерными терминалами, которые стали бы логистическими центрами и повысили бы привлекательность маршрута, повышая тем самым его конкурентоспособность; • глубоководных морских портов, способных принимать суда повышенной грузоподъемности; • отсутствие глубоководных портов в восточной части СМП. На правительственном уровне для повышения инвестиционной привлекательности Арктики и увеличения экономической активности в регионе необходимым условием называется развитие СМП, прежде всего, в части создания транспортной инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичную навигацию [16]. В последние годы вводятся в эксплуатацию порты, ориентированные на прием крупных нефтетанкеров и газовозов (порты Сабетта, Харасавей). 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz