Север и рынок. 2018, N 2.
Но, несмотря на то, что разработанные учеными сценарии климатических изменений предполагают возможность даже полного очищения Северного Ледовитого океана во второй половине XXI в. в конце летнего сезона, дрейфующие льды будут присутствовать на акватории СМП более половины года. Это позволит РФ сохранить право на регулирование мореплавания в этой части Арктики (ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву)5. Эксперты считают, что сохранится опасность сильных ледовых сжатий и по-прежнему плавание будут затруднять тяжелые торосистые льды в холодный период года. Но тем не менее увеличение периода безледного плавания и расширение зоны с легкими и средними ледовыми условиями, по предположению ученых, сформируют более благоприятные условия для круглогодичной транзитной навигации по СМП [7]. Возможное влияние глобального потепления на работу Северного морского пути Изменения климата могут понизить издержки на эксплуатацию СМП, в частности, это касается ледокольной проводки. Именно высокая стоимость проводки и непрозрачный механизм ее образования в 2015 г. были названы экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства одним из недостатков СМП. Таким образом, в случае продолжения климатических изменений, а следовательно, сокращения площади льда и увеличения периода навигации высокоширотные трассы СМП станут более доступными для плавания. В совокупности эти обстоятельства будут способствовать росту востребованности данного маршрута [9]. Уже сейчас разведанные ресурсы шельфовых зон Арктики, особенно залежи углеводородов, превышают месторождения суши. С уменьшением количества льда повышается безопасность добычи углеводородных ресурсов [ 8 ]. В ближайшие десятилетия из-за изменений климата и сокращения льдов разведка и добыча нефти и газа станут значительно легче, чем сейчас. Количество перспективных месторождений в разных регионах мира истощается и сокращается. Таким образом, эти факторы в сочетании с новыми техническими достижениями делают Арктику с каждым днем все более привлекательной для освоения [ 2 ]. Разведка, добыча и использование арктических природных богатств невозможны без функционирования СМП. Исследования ученых показали, что основу грузопотока по СМП могут составить экспортные перевозки углеводородов, добываемых на Арктическом шельфе, доступность и экономическая эффективность добычи которых будет в перспективе возрастать вследствие климатических изменений и сокращению ледяного покрова. По оптимистическому прогнозу, к 2025 г. экспортные объемы нефти и сжиженного природного газа (СПГ) могут превысить 40 млн т, а объемы транзитных грузов достичь 10 млн т (табл. 1). В результате уже в среднесрочной перспективе возможный рост перевозок может заметно возрасти. Аналитики пришли к выводу, что СМП способен пропускать порядка 50 млн грузов в год [14]. В случае ледовой проводки такого количества грузов прямые доходы от нее могут составить порядка 30 млрд руб. ежегодно [15]. Аналогичные доходы могут быть получены от портовых и навигационных сервисов по трассе СМП [2]. Таким образом, предполагается, что вследствие глобального потепления самый короткий по продолжительности путь между странами АТР и Европой станет экономически выгодным, в результате увеличится грузопоток по СМП. Таблица 1 Прогнозные оценки перевозок грузов по СМП, млн т [1] Грузопотоки Пессимистичный сценарий Оптимистичный сценарий 2 0 2 0 г. 2025 г. 2 0 2 0 г. 2025 г. Западный сектор 8,3 14,4 16,1 28,6 Восточный сектор 2 ,8 8 ,0 7,4 11,7 Транзит 2 ,0 2,5 5,0 1 0 ,0 Всего по СМП 13,1 24,9 28,5 50,3 5 Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz