Север и рынок. 2018, N 2.

ледокольного флота невозможно не только освоение богатейших ресурсов Арктики, но и сама жизнь в этом регионе. Компания работает в Арктике более 80 лет и накопила уникальные знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал Арктического региона РФ [ 8 ]. По мнению профессора Генриха Алексеева, руководителя отдела взаимодействия океана и атмосферы в ГНЦ (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт), вследствие изменения климата в Арктике, возможно, что СМП со временем станет такой же значимой трансокеанской трассой, как Суэцкий канал [9]. В отличие от южных транзитных маршрутов, где практически нет природно-климатических ограничений для судоходства, в северных регионах основными факторами, осложняющими судоходство по СМП, являются тяжелые ледовые условия: мощные ледовые поля, находящиеся в постоянном движении; длительная полярная ночь (регион находится за Северным полярным кругом); сильные ветры; удаленность от обитаемых регионов и, как следствие, сложность организации спасательных операций в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Кроме тяжелых ледовых и погодных условий, негативным фактором является отсутствие необходимой инфраструктуры [9]. В качестве привлекательных особенностей СМП, по сравнению с южными маршрутами, называются две основные. Первая — более короткое расстояние между портами назначения на трассе Северная Европа — Восточная Азия. Так, при прохождении судна из Мурманска в Иокогаму по альтернативному транзитно-транспортному маршруту через Суэцкий канал путь составит порядка 12 840 морских миль (по СМП — 5 770 морских миль) [4]. При прохождении судна от Санкт- Петербурга до Владивостока чере з Суэцкий канал э то расстояние свыше 23 000 км, а по СМП — порядка 14 000 км [10]. Более короткий маршрут — это экономия времени и топлива, сокращение транспортных издержек. Вторая особенность — отсутствие на пути пиратов. Традиционные транзиты в районе Суэцкого канала являются небезопасными в связи с активной деятельностью пиратов, нападающих на суда. Судовладельцы, возможно, будут рассматривать альтернативные маршруты, поскольку вынуждены тратить большое количество средств на содержание охранных флотилий (сопровождение судна стоит порядка 50 000 долл.). В северных морях эта проблема отсутствует, нет ограничений на тоннаж и размер морских судов. В связи с этим развитие СМП для международной торговли может стать достаточно выгодным проектом. Арктика в условиях изменения климата В последнее время как у зарубежных, так и у отечественных аналитиков появилось предположение о том, что связанные с изменением климата процессы способны изменить соотношение имеющихся преимуществ и проблем. Метеостанции, расположенные на островах и на побережье Северного Ледовитого океана, существуют по пятьдесят или даже сто лет, и накопленные ими данные показывают, что на протяжении ХХ столетия Арктика нагревалась. Заметный пик потепления отмечался в 1930-1940-е гг., а в 1980-е он был превышен, и таким положение остается по настоящее время. Согласно сведениям, изложенным в докладе UNEP Global Environmental Outlook (GEO-5), повышение среднегодовых температур в регионе СМП в течение XX в. составило от 2 до 4 °С [11]. По данным наземных наблюдений и спутников, происходит потепление, которое выражается, прежде всего, в сокращении площади льда. Повышение летних температур воздуха, а также увеличение периода таяния льдов ведет не только к сокращению протяженности, но и к уменьшению толщины ледяного покрова на трассе СМП. Пространство воды, свободной ото льда, по которому может беспрепятственно осуществляется судоходство, становится все больше. В 2012 г. было отмечено, что площадь морского льда сократилась фактически в 2 раза по сравнению с 1980-ми гг. [7]. В докладе «Изменение климата и их последствия на территории РФ», сделанном Росгидрометом в 2014 г., говорилось, что скорость потепления в Арктике в 2 раза превышает скорость потепления в мире [ 1 2 ], что способствует увеличению сроков навигации в северных морях: суда теперь могут ходить по СМП с июня по ноябрь (ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем) [ 6 ]. Если изменения климата сохранятся, то, согласно расчетам ученых, навигационный период к концу XXI в. может превысить 200 дней [13]. Таким образом, потепление в Арктике, возможно, откроет СМП для свободного судоходства в течение большей части года. Наблюдаемая тенденция сокращения площади и толщины ледяного покрова, обусловленная климатическими изменениями, приведет к росту привлекательности транспортировки грузов по данному маршруту [ 1 ]. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz