Север и рынок. 2018, N 2.

у СМП есть еще одна природная особенность — наличие льда на всем пути следования судов, при этом ледовая обстановка на большинстве участков трасс нестабильна и отличается межгодовой изменчивостью. Зимой СМП подвергается воздействию антициклональных воздушных масс, летом атмосферная циркуляция воздуха противоположна зимней [ 6 ]. Для Российской Федерации СМП является уникальной транспортной артерией, его значение обусловливается хозяйственными потребностями, необходимостью промышленного освоения арктического региона. Это важнейший фактор обеспечения национальной и экономической безопасности страны. СМП играет большую роль в развитии ряда северных регионов, которрые связаны с Северным Ледовитым океаном крупными реками (Обь, Енисей и др.). Кроме этого, СМП влияет на экономику, транспортные связи северо-восточной части России (Республики Саха, Чукотки, Магадана). Таким образом , СМП — стратегическая морская транспортная артерия, которая играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Это водная магистраль, позволяющая как осуществлять международную торговлю, так и обеспечивать безопасность государства и играть немаловажную роль в освоении арктического региона [4]. Поскольку СМП является одним из важнейших элементов экономики данного региона, увеличение судоходства по этому маршруту может привести, во-первых, к созданию эффективного транзитного направления, во-вторых, ускорить освоение и возрождение северных территорий, стимулировать деловую активность на российском арктическом побережье. Основная цель данной статьи — выявить последствия климатических изменений в АЗРФ и определить, каким образом эти последствия в будущем могут повлиять на функционирование СМП. При написании данной работы использовался метод коллективных экспертных оценок. Сущность метода экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом и т. д.). Основа применения этого метода — это возможность и умение экспертов с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, целесообразности выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т. д. Оценки экспертов были выделены в ходе изучения и анализа литературы. Автором были использованы доступные российские источники информации. Развитие Северного морского пути в настоящее время Вследствие распада Советского государства в 1990-х гг. Арктике уделялось недостаточно внимания, но в последнее время правительством предпринимаются активные действия в этом направлении. Российская Федерация считает необходимым вернуть себе лидерские позиции в арктическом регионе. В 2008 г. была принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года4, в которой Арктика обозначена как ключевой стратегический резерв развития страны. Несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию, Арктика является приоритетным для реализации государственных программ регионом. Предполагается, что общий объем финансирования в 2015-2020 гг. составит порядка 220 млрд руб. [7]. Необходимость дальнейшего развития СМП в первую очередь определяется интенсификацией освоения арктической сырьевой базы. Вследствие разработки новых нефтегазовых месторождений в XXI в. эта транспортная коммуникация начала постепенно восстанавливать объемы перевозок. Так, реализация проекта «Ямал СПГ» предполагает существенное увеличение поставок сжиженного газа по СМП в страны Западной Европы и Азии, а это потребует обеспечения круглогодичной навигации на трассе [7]. В настоящее время СМП активно используется ПАО «ГМК "Норильский никель"». Уже сейчас на ее долю приходится более половины грузооборота данного маршрута. Горно-металлургическая компания имеет арктический флот, который состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 (пять контейнеровозов и один танкер). «Норильский никель» самостоятельно осуществляет вывоз своей продукции в Европу и Азию в круглогодичном режиме. В настоящее время без современного 4 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Президентом РФ 20 февраля 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz