Север и рынок. 2018, N 2.

A. B. Nikolaeva PhD (Economics), Associate Professor, Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia THE POSSIBLE IMPACT OF CLIMATE CHANGE ON FUNCTIONING OF THE NORTHERN SEA ROUTE Abstract. To develop the natural resources ofthe Arctic it is, first of all, necessary to restore in full the functioning of the Northern Sea Route. The importance of the NSR as a unique transport artery is determined by economic needs, the need for industrial development of the Arctic region. This is the most important factor in ensuring economic security and national geopolitics of the country. Intensification of the operation of this route will create an efficient transit direction, stimulate business activities on the Russian Arctic coast and accelerate the development and revitalization of the northern territories. Reducing the area and thickness of the ice cover, due to climatic changes, leads to an increase in the attractiveness of transportation of goods along the route. However, consequences of climate change for the Northern Sea Route are ambiguous. The article considers both positive and negative climate impacts on navigation along the Northern Sea Route. To use the transport potential of the NSR in the context of the consequences of climate change in the Russian Arctic, it is necessary to establish the infrastructure, including construction of harbors, including those with large container terminals. A system for monitoring ice conditions in the waters of the SNR in real time, an efficient rescue infrastructure in case of emergency situations, full-scale ground navigation and hydrographic support are needed. All this is to be established taking into account the further changes in climatic conditions. Under the condition of normal functioning of the route, meeting the requirements of the domestic regulatory framework and the norms of international law for navigation safety, the development prospects of the NSR can be carried out. Keywords: the Arctic, the Northern Sea Route, climate change, reduction of the ice cover, increase in navigation intensity, growth of freight traffic. Введение Арктика обладает огромными запасами углеводородов и другими полезными ископаемыми. Кроме того, это уникальные биоресурсы и природа. Данный регион имеет серьезные конкурентные преимущества, созданные как самой природой, так и человеческим трудом. Арктика — это, во-первых, огромная территория (примерно 9 млн км2), во-вторых, суровый климат, в-третьих, большая разбросанность населенных пунктов, отсутствие коммуникаций, нормальных условий для жизни. Для освоения природных богатств необходимо, прежде всего, восстановить в полном объеме функционирование Северного морского пути (СМП). По оценкам, на долю Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) приходится порядка 14 % ВВП России. Основу арктического производства составляют нефтегазодобывающая промышленность, энергетика, горнодобывающая промышленность (алмазы, медь, никель, апатитовое сырье, золото, уголь, платина, редкоземельные металлы, олово), транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной) [ 1 ]. Кроме того, российская Арктика в отличие от зарубежных арктических территорий является одним из самых населенных регионов: на территории АЗРФ проживает порядка 2 млн чел. [2]. В XX в. (с 1920 по 1990 гг.) СМП использовался в основном как внутренняя транспортная артерия, маршрут для «северного завоза» и транспортировки полезных ископаемых, добываемых на Севере [3]. Северный морской путь пролегает по моря м Северного Ледовитого ( Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого (Берингову) океанов и является кратчайшим путем из Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве он определяется как «навигационно- рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике» и делится на два сектора: западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки) [4]. Транспортную систему СМП обслуживают ледоколы и атомоходы двух компаний: Западная часть относится к Мурманскому морскому пароходству, восточная часть — к Дальневосточному [5]. Основными портами СМП являются: Диксон, Дудинка, Игарка, Бухта Провидения, Тикси и Певек. Следует отметить, что все моря, входящие в состав СМП, отличаются очень суровым климатом. Среднемесячные температуры летом не поднимаются выше +7 °С, а зимой достигают отметок -33... -35 °С. Моря СМП имеют шельфовую зону, глубина которой не превышает 200 м. Кроме холодного климата 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz