Север и рынок. 2018, N 2.
Актуальность вопроса исследования В настоящее время темпы роста добычи нефти в мире превышают темпы роста ее потребления. Несмотря на это, вопрос о сохранении уровней добычи нефти и газа для удовлетворения будущих потребностей мировой и российской экономики остается актуальным. В связи с этим возрастает роль Арктики и Северного морского пути для национальной безопасности Российской Федерации. Арктический шельф России рассматривается сегодня как крупный регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать снижение добычи нефти и газа в существующих нефтегазодобывающих центрах страны [1]. Он обладает значительнейшим углеводородным потенциалом, который способен обеспечить существенную часть энергетических потребностей страны и принести большой экономический эффект. Площадь перспективных для разработки месторождений на шельфе составляет 4-6 млн км2, разведанные шельфовые запасы углеводородов составляют около 100 млрд т [2, 3]. Однако реализация этого потенциала требует решения сложных задач нормативно правового, технико-технологического, экономического и экологического характера [4, 5]. Успешное освоение Арктики неразрывно связано с обеспечением реализуемых проектов высококвалифицированными кадрами. Именно человеческий потенциал является главной составляющей успеха в принятии стратегических решений, в выполнении сложнейших инженерно технических и экономических задач, стоящих сегодня перед государством в вопросах освоения Арктического шельфа [ 6 ]. Нужно упомянуть о том, что ряд экспертов ставит освоение шельфа в один ряд с освоением космоса, нанотехнологиями и электроникой. Реализация будущих проектов на шельфе потребует от науки и промышленности разработки и производства большого количества сложных технических средств: от судов и буровых платформ до аппаратуры и приборов геофизического, навигационного и прочего назначения [7, 8 ]. Процесс разработки нефтегазовых месторождений на шельфе отличается большой капиталоемкостью проектов, необходимостью использования передовых морских технологий, высокой степенью риска вложения инвестиций [9]. Необходимо отметить, что нефть является достаточно однородным по качеству товаром. В данном аспекте можно сравнить нефть с углем, являющимся в настоящее время одним из конкурентов нефти и отличающимся значительно большей неоднородностью по качеству [ 1 0 ]. Стандартизованное качество марок нефти позволяет осуществлять их реализацию на товарных биржах. Формирование системы биржевой реализации углеводородных ресурсов Российской Федерации осуществляется с 2009 г. [11]. Стоит сказать, что реализуемые в Арктической зоне проекты уже сегодня ежегодно требуют десятки тысяч дополнительных квалифицированных специалистов [12]. Данные цифры подтверждаются также чиновниками на государственном уровне. Так, экс-министр образования и науки РФ Д. Ливанов сообщил, что средняя ежегодная кадровая потребность в специалистах со средним профессиональным образованием для проектов в Арктической зоне составляет порядка 25 тыс. в год [13]. Речь идет о комплексной подготовке специалистов, т. е. о выпуске специалистов по геологии и геофизике, поиску и разведке нефтегазовых месторождений на шельфе северных морей, специалистов по бурению и заканчиванию скважин, обустройству шельфовых месторождений, их разработке и эксплуатации, специалистов по морскому транспорту углеводородов (включая судоводителей, судомехаников и другой специализированный персонал), строительству и эксплуатации морских сооружений и сооружений для сжижения природного газа и хранения углеводородов и их продуктов, управлению комплексными морскими нефтегазовыми проектами, специалистов по оценке риска и принятию решений, экономике комплексных морских (в т. ч. международных) проектов и т. д. и т. п. [14]. Если говорить о шельфе северных морей, то там должны работать специалисты, обладающие уникальной квалификацией, поскольку сжиженный газ и нефть больше нигде в мире не перевозят во льдах. Перевозка сжиженного газа требует почти космических технологий, нужна криогенная техника (газ перевозят на судах при температуре -162 °С). Работа с этой техникой требует очень высокого уровня образования. При этом должна быть высокой и квалификация судоводителей, потому что ответственность при осуществлении перевозок газа крайне высока. Также нужны будут эксперты, кандидаты и доктора наук, которые будут проводить квалифицированную экспертизу [15]. Целью исследования является изучение вопросов прироста эффективности подсистем управления кадровыми ресурсами российских предприятий нефтегазового комплекса. В качестве основного круга решаемых задач исследования определена разработка оригинальных предложений, касающихся количественных инструментов научного прогноза, анализа и планирования потребности в квалифицированном персонале широкой промышленной специализации. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz