Север и рынок. 2018, N 2.

альтернативные энергетические источники, сформировать современную систему переподготовки кадров, внести новые виды связи для обеспечения высокого качества жизнедеятельности населения Крайнего Севера [8]. На I Всероссийской конференции «Северный завоз — новые пути и возможности» (состоявшейся в г. Нарьян-Маре, 19-20 июня 2017 г.) многие представители регионов Крайнего Севера выступили с критикой ныне существующей системы «северного завоза». Так, директор проектного офиса «Северный завоз» ФГБОУ ВАВТ Минэкономразвития России Ю. Зворыкина сообщила, что поскольку отсутствует единая система мониторинга завоза грузов на Север, то невозможно дать оценку объемов и номенклатуры завоза. Огромное число вовлеченных в него участников с разными экономическими интересами, затрудняет государственное регулирование этого процесса. Разлом старой системы централизованного снабжения и фактическое отсутствие новой, способной правильно сочетать госрегулирование с рыночным механизмом, ведет к ежегодным сбоям в поставках продукции на Север и в Арктику. С критикой организационного механизма «северного завоза» выступал заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. Колодезников, указавший, что до настоящего времени законодательно до конца не разграничены полномочия регионов и центра [8]. Выводы и предложения Существующая система «северного завоза» нуждается в существенном реформировании. На наш взгляд, было бы полезно вспомнить недавнее прошлое в организации системы государственной поддержки досрочного завоза продукции, придав закупкам топливно-энергетических ресурсов для нужд жилищно-коммунального комплекса северных территорий статус государственных закупок с обязательным условием проведения открытых конкурсных процедур. Данные мероприятия позволят усилить контроль за осуществлением досрочного завоза продукции на территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности, повысить эффективность закупок, снизить риски срыва поставок. Литература 1. Васильев В. В., Грицевич А. В., Селин В. С. Исторические тенденции и современные организационно-экономические проблемы «северного завоза». Апатиты: КНЦ РАН, 2009. 152 с. 2. Итоговые отчеты Госкомсевера России за 1994-2003 гг. // Фонды ВНКЦ «Север», Минэкономразвития России. 417 с. 3. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции): утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 402. 4. Лузин Г. П., Васильев В. В. Организационный и экономический механизмы «северного завоза». Апатиты: КНЦ РАН, 1998. 99 с. 5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. URL: http:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/. 6. Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании средств федерального бюджета, выделяемых в 2001 году из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов: постановление Правительства РФ от 2 июня 2001 г. № 434. URL: http://base.garant.ru/183376/. 7. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год: постановление Правительства РФ от 10 февраля 2003 г. № 85. URL: http://base.garant.ru/12129858/. 8. Материалы I конференции по Северному завозу «Северный завоз - новые пути и возможности» (г. Нарьян-Мар, 19-20 июня 2017 г.). URL: www.arctica-ac.ru/docs/Novosty/Северный%20завоз_итоги.pdf References 1. Vasil'ev V. V., Gricevich A. V., Selin V. S. Istoricheskie tendencii i sovremennye organizacionno- ekonomicheskie problemy "severnogo zavoza” [Historical trends and modern organizational and economic problems of "northern delivery"], Apatity: KNC RAN, 2009, 152 p. (In Russ.) 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz