Север и рынок. 2018, N 2.

Столь негативное и неустойчивое положение с организацией и финансированием «северного завоза» потребовало от нового состава Правительства РФ принятия в конце прошлого — начале нынешнего века, наконец, решительных мер по его оздоровлению. Этому благоприятствовали как улучшение мировой конъюнктуры на экспортные товары РФ (в основном сырьевые ресурсы), что, в свою очередь, позволило начать процесс постепенного роста доходной части федерального бюджета, так и решимость вновь избранного президента России В. В. Путина, направленная на проведение активной политики укрепления «вертикали власти» и наведение исполнительной дисциплины в центре и на местах. Для наведения порядка в организации «северного завоза» Правительство РФ принимает постановление № 434 от 02.06.2001 г. (изменения, внесены постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 137 и от 10.02.2003 № 85), утвердившее новое «Положение о предоставлении и расходовании средств федерального бюджета, выделяемых в 2001 г. из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов», в котором определялся порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета на господдержку завоза. В это время субсидии на финансовую господдержку «северного завоза» стали учитываться в общем объеме Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределяться по специальной методике, утвержденной трехсторонней комиссией. В 2002 и 2003 гг. действовали порядок и организация «северного завоза», принятые в 2001 г. (имелись соответствующие ссылки). По существу, именно в 2003-2004 гг. заканчивается этап организации и финансирования «северного завоза» федеральным уровнем и практически все соответствующие полномочия передаются регионам с частичной поддержкой за счет федеральных трансфертов [6, 7]. Схема организации «северного завоза», действующая с 2005 г. по настоящее время Организационный механизм «северного завоза» с 2005 г. кардинально изменился: вся ответственность за результаты финансирования и обеспечения населения районов с ограниченными сроками завоза грузов была возложена на администрации субъектов федераций, а непосредственное участие в подготовке и осуществлении процесса определения объемов необходимой продукции (топливной, пищевой, лекарственной и др. видов), а также организация торгов и заключение договоров с поставщиками этой продукции и финансовые расчеты за приобретение и доставку возлагалась на муниципальные власти. Они доводили, защищали и обосновывали свои заявки в областной администрации. В свою очередь, власти субъектов Федерации ежегодно при формировании консолидированного бюджета обосновывали и согласовывали заявки в Минфине России. Как правило, их потребность удовлетворялась менее чем наполовину, поэтому региональным властям приходилось брать кредиты у коммерческих банков и других финансовых организаций для покрытия недостатка финансирования «северного завоза», что приводило к постепенному нарастанию региональной задолженности. При этом областные администрации не имели полномочий по контролю над расходованием муниципалитетами финансовых средств, выделяемых на «северный завоз». Это лишь обобщенная картина организации «северного завоза». На практике она много сложнее, запутаннее и зачастую непрозрачна. Муниципалитетам приходится иметь дело со множеством поставщиков различных видов собственности, учитывать массу нормативных документов, владеть последней информацией о ценах и т. п. Поэтому в 2013 г. были внесены дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 26.06.2013 № 131-ФЗ, закрепляющие полномочия по организации конкурсных процедур по определению поставщиков «северного завоза» не за муниципалитетами, а за администрациями субъектов Федерации, что не очень повысило эффективность завоза [5]. Существующая в настоящее время межведомственная разобщенность и отсутствие четкого законодательного определения «северного завоза» и разграничение полномочий по его реализации, потребовали неотложных мер в решении данной проблемы. В 2016 г. правительством страны создается научный проектный офис «Северный завоз» ВАВТ при Минэкономразвития России с целью разработки унифицированных процедур, которые позволили бы создать и внедрить цифровые технологии, 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz