Север и рынок. 2018, N 2.

взносом регионы взять на себя часть ответственности за организацию завоза. При этом риск для федерального бюджета казался минимальным, так как это были краткосрочные ссуды с обязательным возвратом в региональные фонды. Казалось, что региональные власти, которые заинтересованы в накоплении собственных источников финансирования завозной компании, сделают все для того, чтобы приумножить эти кредитные ресурсы, дав их самым достойным и надежным коммерческим структурам (ведь им все равно придется из этих средств финансировать завоз). Это позволяло создать воспроизводящийся региональный фонд, который с течением времени должен был стать единственным источником финансирования северного завоза. Однако реализация этой идеи оказалась малоэффективной. Администрации в регионах, получив деньги в региональные фонды, стали использовать их на нецелевые нужды в коммерческих структурах, а не на цели закупки продовольствия или энергоносителей. Многие из этих структур впоследствии бесследно исчезли. Ушла и часть не переизбранных на новый срок губернаторов северных территорий. Реализация идеи требовала стабильной политико-экономической среды, которой в тогдашней России не было, занятые поиском дополнительной ренты региональные власти не приняли правил центра и стали играть по-своему. За эти годы федеральное правительство так часто нарушало условия предоставления завозной помощи, передавая ее банкам, которые с большой задержкой и не полностью финансировали потребности северных территорий, обрекая их на угрозу паралича систем жизнеобеспечения, постоянные задержки в закупках топлива, их доставке, перенос основной тяжести на самый конец навигации, угрозы и нередкие аварии танкеров, что, когда регионы получили, наконец, эти средства, то решили частично использовать их нецелевым образом. После того как регионы получили свой источник финансирования, возникла двойственная ситуация, опасности которой во все большей степени проявились потом. Было два источника финансирования этой компании, но и федеральные средства тоже шли в регионы. Таким образом, центр утрачивал возможность контролировать расходование всех средств — как переданных регионам в управление, так и федеральных. Для регионов, наоборот, эта ситуация была первоначально очень выигрышная, так как они получали контроль и, следовательно, возможности поиска ренты по новым и значительным ресурсам федерального бюджета. Поэтому их задача отныне состояла в том, чтобы быстро потратить бюджетные ссуды и потом постоянно убеждать федеральные власти в очень слабом (действительно по объективным и субъективным обстоятельствам) возврате средств в региональные фонды госфинподдержки завоза и потому необходимости дать новые средства в рамках строки федерального бюджета. Реакцией правительства на эти притязания регионов стало ужесточение критериев: определение районов с ограниченными сроками завоза, сужение номенклатуры, по которой оказывается господдержка завоза и др., то есть государство декларировало свою ограниченную ответственность, а регионы требовали социализма, получив в свои руки финансовые ресурсы. Создавалась очень трудная ситуация, потому что ценой торга были жизни северян. Но возможности федерального бюджета в этот период быстро сокращались ввиду резкого снижения объемов его доходной части из-за ухудшения конъюнктуры на мировых рынках нефти и минерального сырья при почти сохранившихся завозных расходных обязательствах. Поэтому с 1996 г. реальностью становится хроническое недофинансирование этой завозной кампании, которое многократно проявляется в поздних сроках и не полном объеме предоставления средств, а также в срывах запланированных сроков завоза и др. Формой адаптации регионов к этой ситуации стали недоотопление городов и поселков, веерное отключение электричества, введение региональной монополии на местную водку для пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов и, конечно, завышение потребности в энергоносителях и продовольствии. Нужно также иметь в виду, что примерно с середины 1990-х гг. материальные запасы, которые имелись у разных организаций — участников завоза, уже практически иссякли и этот мощный, созданный еще в советское время демпфер перестал существовать, что изменило всю ситуацию, придало ей угрожающий характер. Возвышение в это время местных региональных элит сопровождалось передачей им полномочий на осуществление завозной компании, однако у многих из них также возникли проблемы ввиду того, что во многих районах с ограниченными сроками завоза сами элиты были слабы, возможности региональных бюджетов незначительны, а потребности в господдержке завоза, 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz