Север и рынок. 2018, N 2.

при неразвитости еще реальных федеративных отношений, было синонимично федеральной) система завоза. Это была именно не поддержка, а сама государственная организация завозной компании, так как сохранялось большинство госснабовских организаций и инструкций, которые лишь косметически переписывались. Так, полностью был унаследован перечень районов завоза грузов на Север, сохранилась в основном номенклатура товаров, доставляемых в эти районы. Реформа, прежде всего, касалась лишь источников финансирования. Прямое бюджетное финансирование было замещено на льготные государственные кредиты, которые в период гиперинфляции 1992-1993 гг. были адекватны субсидированию этой кампании. Множество посредников было создано на федеральном уровне из структур, которые желали поучаствовать в распределении федеральных бюджетных средств на завозную кампанию. По оценкам некоторых экспертов, до трети выделяемых средств использовались нецелевым образом или просто исчезали бесследно [3, 4]. Затем Правительство РФ сняло с себя функции льготного кредитования завозной кампании и передало окрепшим новым коммерческим банкам (т. е. вместо прямого бюджетного кредитования — банковское), что в условиях, когда капитал этих новых банков был создан в основном за счет «накачки» государственных кредитных ресурсов из ЦБ России, по сути, не отличалось от предыдущего, хотя создавало видимость участия в финансировании этой кампании уже не государства напрямую, а «рыночных» структур — коммерческих банков. Несущей конструкцией в завозе (в вопросах его финансирования) становились всякий раз структуры, которые в данный краткосрочный период получали у государства мощную поддержку, возвышались политически и финансово крепли. Разница между предоставляемыми по символической ставке ЦБ России кредитными ресурсами и реальной ценой кредита с учетом инфляции создавала для банков колоссальную ренту, которую они использовали по многим направлениям, а за это их просили поддержать завоз. Интерес банков был до той поры, пока они могли задерживать эти средства у себя и их «прокручивать» на другие цели. Завоз весь первый период (1990-1996 гг.), когда он сопровождался выделением обширных и слабо контролируемых финансовых ресурсов государства — сначала прямо из бюджета, затем как льготные кредиты, — был высоко привлекательной деятельностью, за которую даже шла борьба между потенциальными операторами. По мере того как бюджетные возможности федерального правительства падали, исчезал интерес к участию в этой кампании, которое уже не сулило получению быстрой и не заработанной ренты, и тяжесть ее организации переходила на тех, кто должен нести ее по своим должностным обязанностям — избранным губернаторам [2]. Перекладывание бывших государственных функций по завозу всякий раз на нового партнера стало правилом. После того как банки получили более интересные направления своей финансовой деятельности, т. е. как только появились ГКО и другие финансовые инструменты, которые обещали им значительную прибыль, они утратили интерес к «завозным» деньгам и пролоббировали в правительстве передачу этих функций самим регионам. В тот период очень стремительной и поспешной экономической и политической децентрализации регионы получали новые права от центра, поэтому основная организация и завозные деньги с 1995 г. уже предназначались им. Таким образом, банки с внедрением ГКО-ОФЗ отошли от этой компании, а регионы, наоборот, в нее включились, что в целом было разумно, так как именно региональные власти несут ответственность за социальное состояние населения [1]. Второй период (1997-2000 гг.) Второй этап — переход на двухуровневую систему финансирования завозной кампании — стал отражением строительства основ федеративного государства. Из федерального бюджета были переданы средства как ссуды для создания региональных фондов государственной финансовой поддержки завоза. Одновременно сохранялось и федеральное финансирование этой компании (за счет отдельной строки в федеральном бюджете — средства на поддержку завоза). Уже со времен банковского участия стали все больше говорить не о государственной организации всей завозной компании, но лишь о ее частичной поддержке за счет федерального, а с 1998 г. — и регионального бюджетов [2]. С начала двухуровневого периода организации кампании возможности злоупотреблений постепенно перемещались с федерального (по мере того, как федеральное финансирование сокращалось) на региональный уровень. Идея федерального центра была рациональной: под высокие строгие проценты передать кредиты на региональный уровень, чтобы заставить этим стартовым 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz