Север и рынок. 2018, N 2.
Эта система могла функционировать только при отсутствии бюджетных ограничений, при безотказном государственном финансировании всех заявляемых потребностей. Как только в 1992 г. произошел распад Советского Союза, постепенно рухнула система и государственного финансирования, и организации завозной компании. За годы рыночных реформ в Российской Федерации произошел многократный спад общих объемов завозимых грузов на Север, в первую очередь за счет почти полного прекращения поставок цемента, стройматериалов, металлопроката, труб, сантехнических изделий и других товаров промышленного назначения. За период 1992-1999 гг. многократно уменьшилось государственное финансирование в реальном выражении [2]. При этом общие объемы потребления основных видов топливных ресурсов снизились незначительно ввиду слабой эластичности зависимости объемов завозимых энергоносителей от численности проживающего населения (по продовольствию эластичность теснее, следовательно, и снижение больше). Это можно проиллюстрировать на примере городских поселков, где по разным причинам часть населения выехала, а часть продолжает работать и проживать на Севере. Даже если в домах будет проживать около половины семей, их все равно нужно отапливать: дискретное частичное переселение не является демпфером завозной компании, а компактное переселение с ликвидацией поселка идет социально очень трудно также и потому, что отсутствует федеральный закон «О переселении граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах Севера». Несмотря на сокращение численности населения, количество главных потребителей нефтепродуктов и угля (котельных, дизельных, теплоэнергостанций) почти не уменьшалось. Обеспечение же их устойчивой работы всегда было связано с технологическим порогом в загрузке (а значит, и в выработке тепла и энергии), переход за который приводит к распаду всей системы энерго- и теплообеспечения. Этот фактор и объясняет относительно высокую устойчивость объемов поставок угля, нефти, нефтепродуктов на Север. С другой стороны, сохраняется и унаследованная от плановой системы высокая затратность функционирования всей схемы теплоэнергоснабжения коммунальных нужд. За годы рыночных реформ система обеспечения труднодоступных районов Севера энергоносителями и продовольствием претерпела значительные трансформации. Поиск оптимальных схем и вариантов велся практически ежегодно. Нередко он отражал желание новых федеральных руководителей не столько решать действительно неотложные и долгосрочные проблемы северного децентрализованного коммунального энергетического и теплового хозяйства, сколько привести с собой нового оператора на рынок завозных услуг, который получил бы привлекательный государственный заказ на поставки продукции на Север. Главный порок завозной компании заключался в несоответствии среднесрочного характера этой проблемы и форс-мажорных, оперативных попыток ее решить, что было характерно для крайне неустойчивой ситуации начала 1990-х гг., в том числе из-за непрерывных смен кураторов северного блока в Правительстве РФ (ответственных за «северный завоз»), нескончаемых ликвидаций и возрождений Госкомсевера России. В такой политической обстановке руководители, принимающие решения, вынуждены были оперативно реагировать на создающиеся условия и экстренно гасить возникающие то здесь, то там проблемы по поставкам на Север энергоносителей и продовольствия. Политическая судьба руководителей данного Комитета и курирующих их вице-премьеров напрямую зависела от эффективности проведения завозной компании, а не от стратегических решений по «северному завозу» [1]. Радикальный и стремительный переход от плановой к рыночной системе вызвал колоссальные проблемы в переналадке системы жизнеобеспечения Севера. Решать их нужно было разом и неотложно. Обстановка не позволяла ждать, пока будет настроена на новые, рыночные рельсы вся система жизнеобеспечения Севера. В отличие от большинства других экономических и социальных проблем Севера, здесь цена нерешения была адекватна жизни людей, которые подвергались реальной угрозе. Острота проблемы была так велика, а форс-мажорные ситуации так многочисленны, что предпосылок к формированию стратегии ее среднесрочного решения просто не могло возникнуть [2]. Схема организации «северного завоза», действовавшая с 1990 по 2004 гг. Первый период (1990-1996 гг.) Для того чтобы получить более полное представление о пройденном в России за последнее почти два десятилетия пути экспериментов в организации этой кампании, следует охарактеризовать ее основные этапы. На первом этапе по инерции сохранялась государственная (что в начале 1990-х гг., 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz