Север и рынок. 2018, N 2.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE STAGES OF THE FORMATION OF THE "NORTHERN DELIVERY" IN THE NORTH OF RUSSIA Annotation. The article presents a historical and economic analysis of the existing practice of the organization of "Northern delivery" with a description of the legislative and regulatory framework, as well as organizational and financial mechanisms for the supply of fuel and energy resources and food in the Northern regions with limited terms of delivery of goods, proposes measures to improve this mechanism. The paper identifies two main schemes of the organization "Northern delivery"; the first, which operated from 1990 to 2004, divided into 3 periods, had a transitional nature, and included both elements of the state organization in the form of state support, and purely market, in the form of extra-budgetary financing. The Federal authorities, although distributing financial Federal support to the Northern regions, did not have the ability to fully manage the supply process. The second scheme of the organization "Northern delivery" operating from 2005 to the present time, is characterized by intensive development of state orders. In accordance with the adopted regulatory documents, budget expenditures at all levels shouldbe carried out through formalized procedures. At the same time, the procurement of products supplied within the framework of early delivery, despite the fact that the actual financing is carried out from the state budget, does not fall within the scope of regulation of these regulations, so that in the implementation of early delivery of goods there is a high level of abuse and an increase in inefficient costs. Key words: "Northern (early) delivery", system, organizational mechanism, state support, financing of volumes of delivery, production, efficiency. Введение В Российской Федерации в первые годы рыночных реформ государство поддерживало завоз нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это было вызвано сильной удаленностью многих северных территорий от центральных районов страны, их ограниченной транспортной доступностью лишь в короткие периоды морской и речной навигации, необходимостью создавать значительные межсезонные запасы сырья и продовольствия, продолжительным отопительным периодом, длительным циклом оборачиваемости заемных финансовых средств (в отдельных регионах он достигал полутора лет). Государственная поддержка «северного (досрочного) завоза» была сориентирована на территории со сложными условиями завоза продукции для жизнеобеспечения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства нефтью, нефтепродуктами, топливом и частично продовольствием. Поддержка осуществлялась в форме безвозвратно выделяемых средств федерального бюджета (ранее представленных отдельной строкой, затем вошедших в фонд целевых субвенций, а с 2000 г. — в виде субсидий из средств Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПС), а также федеральных бюджетных ссуд на кассовый разрыв, средств региональных фондов завоза) [1]. Цель данной статьи - провести историко-экономический анализ существовавшей с начала рыночных реформ в России до настоящего времени «северного завоза» законодательной и нормативно­ правовой базы, а также организационного и финансового механизмов поставок топливно­ энергетических ресурсов и продовольствия в северные районы с ограниченными сроками завоза грузов, предлагаются меры по совершенствованию этого механизма на современном этапе. Основные проблемы «северного завоза» в годы начала рыночных реформ в РФ «Северный завоз» в годы начала рыночных реформ в России был проблемой, в которой системно и комплексно отразились все зигзаги преобразований новой политико-экономической ситуации. Организационный механизм северного завоза реагировал на любую новую конъюнктуру в экономике и политике федеративных отношений изменением соотношений между реальным и финансовым секторами. По существу, завоз — это многогранная проблема новейшей российской истории. В проблеме ежегодных поставок продовольствия, энергоносителей и других важных для жизнеобеспечения северных территорий товаров концентрируются и вопросы расселения (господдержки продовольственной и энергобезопасности сети северных поселков и сел), и хозяйственные (потенциал северных предприятий и отсюда их способность хотя бы частично заместить ввоз продукцией собственного производства), и транспортные проблемы (состояние морских, речных артерий, дорожной сети, транспортных средств), и проблемы коммунальной сферы, и ее высокозатратного режима функционирования на Севере, а также общего состояния 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz