Север и рынок. 2018, N 2.

территории или «полюса роста», а в качестве «спускового или стартового крючка» — на проектные подходы, но без излишнего превалирования в них гипертрофированных бюджетов при проблемных (скромных) материализованных результатах. В хозяйственном аспекте ключевым критерием эффективности проектов должна стать не финансовая капитализация в рамках монетаристских подходов, а расширенное воспроизводство на местах материальных активов и человеческих ресурсов. Соответственно, в таком аспекте формула экономики роста связана с расширенно воспроизводимыми ресурсами, растущей энергетикой и коммуникациями, что при физических ограничениях Земли с учетом смены технологического уклада предполагает еще одну формулировку: прогрессивная экономика — это новые и экологичные ресурсы, энергетика и коммуникации, ориентированные на массовое (в идеале — глобальное) использование. С учетом прогресса в создании сетей электронных коммуникаций и электронно-цифровой экономики ныне отстающим звеном сетевого охвата остаются транспортные коммуникации, что и предопределяет их приоритетное развитие. Актуальность проблемы, предлагаемые решения и перспективы По всем позициям для России и РАН как научного модератора перевода страны к новому технологическому укладу сейчас складываются благоприятные условия: в сфере наук о Земле сформированы новые представления об углеводородах и водороде как о возобновляемых ресурсах, в сфере исследования природоподобных энергетических систем появились работы о возможности использования термических и электролитических процессов в соляных озерах, а в перспективе, видимо, и в технологических отстойниках химпроизводств для выработки электроэнергии, наконец, в сфере транспорта и его инфраструктур созданы самые эффективные и экономичные в мире экологичные струнно-рельсовые системы и технологии, которые с учетом авторских пространственно­ планировочных подходов на базе гравиогеографии создают должную платформу для формирования принципиально новой сети коммуникаций Евразии под свои, а не чужие интересы на многие годы вперед, т. е. с учетом российской геостратегии и геоэкономической идеологии. В частности, исходно в России (в Тюмени и Москве) была разработана альтернативная легкая инфраструктура и транспорт на базе качественно более совершенной и экономичной экологичной идеологии струнно-рельсовых систем, ныне вошедших в Реестр прорывных технологий РФ, успешно испытанных и развиваемых для нужд грузовых и пассажирских перевозок ЗАО «Струнные технологии» в Республике Беларусь [1]. Рис. 1. Транспортно-сетевая инфраструктура «Полярное кружево» и ее элементы (по В. В. Литовскому [2, с. 394-395]) Это позволяет в России и на Урале, где представлено все многообразие хозяйственных специализаций, людских, производственных и природных ресурсов, а также ландшафтов (от арктических пустынь и горных массивов до степей): 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz