Север и рынок. 2018, N 2.

2) принять закон об охране почв и разработать регламент использования земель для предотвращения деградации почв, обязывающий землевладельцев и землепользователей иметь проект внутрихозяйственного землеустройства и нести ответственность за использование земли и сохранение земельных ресурсов [30, 31]. Таким образом, можно утверждать, что адаптивно-ландшафтная система земледелия отвечает требованиям биосферного земледелия, успешно внедрена во многих регионах России, компоненты системы для условий Республики Коми раскрыты в исследовании российских и местных ученых, что позволяет сделать вывод о целесообразности ее внедрения для роста продуктивности сельскохозяйственных угодий с целью обеспечения населения продовольствием, а животноводства — полноценным дешевыми кормами. Заключение По мнению российских ученых, устойчивое землепользование — это долговременное поддержание биотической регуляции окружающей среды, многоцелевое удовлетворение многообразных потребностей людей и экономически выгодное (оптимальное по соответствующим показателям и критериям) использование земельных ресурсов. Переход к устойчивому землепользованию связан с модернизацией земледелия, которая зависит от адекватного восприятия проблемы деградации земель государством и обществом, наличия современных агротехнологий, их научного, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения, экономического стимулирования устойчивого землепользования. Экологизация и биологизация земледелия является актуальной для Республики Коми, оценка сельскохозяйственных угодий на основе «индикаторов зеленого роста» выявила резкое сокращение площадей их использования, ухудшение качественных характеристик почв, неурегулированность вопросов землевладения и землепользования. Главным процессом экологической модернизации, направленной на сокращение процессов деградации земель и обеспечение ресурсосбережения, является формирование адаптивно­ ландшафтной системы земледелия с применением элементов почвозащитного и ресурсосберегающего земледелия. Внедрение АЛСЗ в масштабах всей страны связано с принятием Федерального закона об охране почв и разработкой встроенного в закон специального регламента. В то же время, учитывая опыт Воронежской обл. и научные наработки специалистов республики, представляется целесообразным апробировать данную систему в рамках базовых хозяйств по повышению плодородия почв Республики Коми при финансовой поддержке регионального бюджета. Литература 1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 21.11.2017). 2. Land-based adaptation to global change: What drives soil and water conservation in Western Africa? URL : http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959378015000710 ( дата обращения: 04.12.2017). 3. Voluntary Guidelines for Sustainable Soil Management // Food and Agriculture Organization of the United Nations — Rome, Italy 2017. URL: http://www.fao.org/3Za-i6874e.pdf (дата обращения: 23.11.2017). 4. Economics of land degradation and improvement. A global assessment for sustainable development / Ephraim M. Nkonya, Alisher Mirzabaev, Joachim von Braun. 2016. URL: http://www.ifpri.org/ publication/economics-land-degradation-and-improvement (дата обращения: 05.12.2017). 5. UNCCD. Zero Net Land Degradation. A Sustainable Development Goal for Rio+20/ Secretariat policy brief. 2012. 32 p. URL: http://www.unccd.int/Lists/SiteDocumentLibrary/Rio+20/ UNCCD_PolicyBrief_ZeroNetLandDegradation.pdf (дата обращения: 16.11.2017). 6. Куст Г. С., Андреева О. В. Концепция «Нейтральной деградации земель» как механизм стратегии устойчивого землепользования в опустынивающихся регионах // Степи Северной Евразии материалы VII Междунар. симп. (г. Оренбург, май 2015 г.). Оренбург: Димур, 2015. С. 61-63. 7. Кирюшин В. И. Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирование агроландшафтов. М.: Колос, 2013. 739 с. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz