Север и рынок. 2018, N 2.
компании, которая управляет предприятиями в Печенгском районе и г. Мончегорске, значительно больше: только в 2016 г. они составили 1694,2 млн руб., или 3,83 % от годовой консолидированной выручки компании. Нет сомнений в том, что эти затраты недостаточны, так как в г. Мончегорске сохраняется норматив ВВС загрязняющих веществ, а на площадках Заполярный и Никель — норматив ВСС19. Обращает на себя внимание и низкая экологическая активность граждан этих поселений в 2017 г. Экологические жалобы отсутствуют, общественный совет при администрации экологические проблемы не рассматривал, деятельность экологических организаций подтверждается только их участием в проведении общественных слушаний по реорганизации особо охраняемых природных территорий регионального значения (природный парк «Полуострова Рыбачий и Средний» и др.). В последние годы промышленные компании активно реализуют стратегию по финансированию создания комфортной среды в городах и поселках, где расположены их предприятия: озеленение, создание малых архитектурных форм, памятников, открытых спортивных сооружений, поклонных крестов, часовен и др., что значительно улучшает их имидж у населения. Между тем количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух и водные объекты, или уменьшается незначительно, или не сокращается вовсе. Сегодня в так называемых моногородах, население которых обеспечивает работой только одна компания, ее влияние на местные органы власти и на жизнь местного сообщества в целом почти всесильное, тем более что работники компании обычно являются и ее акционерами. В связи с этим деятельность экологических организаций здесь встречает препятствия, особенно если она имеет протестный характер. Подобная ситуация, означающая почти диктат со стороны градообразующих компаний по всем проблемам муниципалитета, наблюдается не только в российских, но и в зарубежных моногородах и поселках [17]. Поэтому наши предложения по внедрению новых способов защиты права населения на благоприятную среду, прежде всего, предназначены для экологических организаций северных моногородов. Сегодня активная часть населения поселения уже вовлечена в различные общественные объединения — от «Мемориала» до казачьих обществ. Продолжая работу по вовлечению новых членов экологической организации целесообразно объединяться с другими общественными организациями в форме ассоциаций или групп, прежде всего с молодежными, детскими, туристическими и др. В связи с тем, что право на благоприятную окружающую среду относится к социальным правам человека, объединение с другими общественными организациями не противоречит целям деятельности каждой из них, более того, оно позволяет отражать экологический фактор во многих социальных проблемах. Также ассоциации легче выдвинуть своего представителя в общественный совет мэрии или в депутаты органов местного самоуправления и, следовательно, лучше выполнять свою задачу по выбору и поддержке решений властей, которые способствуют реализации прав населения на лучшие условия жизни и чистоту окружающей среды. Особое значение это имеет при участии в общественных слушаниях по новым проектам промышленных предприятий и в организации общественной экологической экспертизы, которая должна оплачиваться ее инициаторами. Для того чтобы деятельность организации соответствовала определению «социально ориентированная некоммерческая организация», наиболее легким путем является ее переориентация с глобальных и региональных экологических проблем на местные. К ним относятся те, за решение которых несут ответственность и отчитываются местные органы власти. Это не означает, что одна из основных задач экологических организаций по экологическому просвещению населения должна быть снята с повестки дня. Последствия изменения климата на планете, проблемы глобального загрязнения Мирового океана пластиком, сохранения амурского тигра или большой панды также важно освещать. Но для улучшения взаимодействия с местными органами власти и в надежде получить в будущем финансовую поддержку от них следует показать, что интересы у них общие. В начале 2018 г. был принят Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве) [18]. По нашему мнению, членам экологических организаций можно быть одновременно и добровольцами, прежде всего, в мероприятиях, которые организуют местные органы власти, а также компании. Это усилит взаимопонимание и доверие между населением, органами власти и менеджментом предприятий и взаимовыгодно всем сторонам. 19КольскаяГМК: офиц. сайт. URL: https://ar2016.nornik.ru/ru/financial-overview/financial-performance/segment; http://www.kolagmk.ru/ecology/aspects. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz