Север и рынок. 2018, N 2.

В полной мере это характерно и для пришлого населения арктических субъектов Федерации. Действующая система надбавок к заработной плате и льгот для работающих и членов их семей лишь частично компенсирует объективно существующие неблагоприятные экологические факторы для здоровья и жизнедеятельности населения в заполярных районах страны (пониженное содержание кислорода в воздухе, низкое качество питьевой воды и превышение в ней железа, фтора; повышенный уровень солнечной радиации; длительное отсутствие светового дня, несбалансированная по калорийности пища, повышенные потребности в витаминах и др.). Однако не будет преувеличением заключить, что для населения даже экологически неблагополучных северных территорий удовлетворение материальных потребностей или ожидание более высокого уровня жизни в перспективе является приоритетным по сравнению с обеспечением экологических потребностей здесь и сейчас, несмотря на то, что большинство из них занимают первый уровень в пирамиде человеческих потребностей. Экологические потребности человека, как биологического существа, предназначены отражать санитарно-гигиенические нормативы или национальные стандарты качества окружающей среды. Не требует доказательств то, что для обеспечения равных для всех граждан страны благоприятных санитарно-гигиенических нормативов они должны быть дифференцированы с учетом экологических потребностей населения конкретного региона и уровня антропогенного загрязнения в нем. В российском природоохранном законодательстве эту проблему пытаются решить путем установления повышающих коэффициентов к размеру платы за загрязнение, однако коэффициент 2 применяется только в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной государства и в соответствии с федеральными законами. Кроме того, в новое постановление Правительства РФ № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» не только не вошли коэффициенты, учитывающие экологические факторы, но и были исключены дополнительные коэффициенты для районов Крайнего Севера, которые содержались в предыдущем постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 [16]. С инициативой срочной разработки региональных стандартов, которые должны отражать специфику экологических потребностей населения, в конце 2016 г. выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Это предложение бизнеса следует отметить как пока одно из немногих примеров совпадения интересов бизнеса, государства и населения в сфере природопользования. Президент РФ уже дал поручение по разработке нормативов качества окружающей среды с учетом оценки рисков причинения вреда здоровью человека, а также с учетом качества отдельных компонентов природной среды исходя из природного фонового состояния территорий и акваторий, причем в короткие сроки. Заключение Когда конкретный человек или какая-то часть населения не осознают своего права на благоприятную окружающую среду или сознательно не признают его приоритет среди жизненных ценностей, то это не означает, что можно бездействовать тем, кто по закону уполномочен его реализовывать, или тем, кто выбрал своей миссией защиту этого права. Также социальную ответственность за нарушение права на благоприятную окружающую среду должны добровольно нести компании, ее загрязняющие. Логично было бы наделить муниципальные власти большими полномочиями по защите права населения на благоприятную окружающую среду. Однако именно полномочия этого уровня управления и ограничены по сравнению с региональным и федеральным уровнями. Более того, в структуре местных администраций даже в экологически неблагополучных районах отсутствуют отделы по экологической безопасности населения или по охране окружающей среды. Например, их нет в структурах Печенгского административного района и пос. Никель Мурманской обл., последний, кстати, соседи-норвежцы называют «адом на Земле», а также в г. Мончегорске, вокруг которого существует «техногенная пустыня», возникшая вследствие загрязнения земель и вод тяжелыми металлами. Ради справедливости следует заметить, что администрацией пос. Никель разработана подпрограмма «Охрана окружающей среды на территории городского поселения Никель Печенгского района» на 2017-2018 годы18. В ней на три мероприятия предполагается из бюджета пос. Никель выделить 1,1 млн руб. Расходы на природоохранные мероприятия Кольской горно-металлургической 18Официальный сайт Печенгского района. URL: http://pechengamr.ru/. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz