Север и рынок. 2018, N 2.

«иностранным агентом» была признана региональная экологическая 0рганизация «Беллона-Мурманск». Признаки ее политической деятельности были замечены в двух докладах объединения Bellona Foundation, посвященных промышленному загрязнению российских территорий Баренцева региона16. Исполнение закона означает, что экологическая организация, деятельность которой была признана политической, должна добровольно подать заявление о внесении в реестр иностранных агентов, а при отказе на нее через суд накладывается штраф. В связи с явными перегибами в деятельности органов юстиции пришлось в 2016 г. законодательно уточнять понятие «политическая деятельность» для некоммерческих организаций. После принятия закона об иностранных агентах перед экологическими организациями, получавшими финансирование из-за рубежа, встала проблема выбора из нескольких путей: войти в состав иностранной некоммерческой неправительственной организации в качестве филиала или представительства, пройти реорганизацию, то есть отказаться от иностранного финансирования, или ликвидироваться. Многие экологические региональные организации выбрали реорганизацию, например, Апатитское отделение Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр». Однако следует признать, что имиджу этих организаций был нанесен ущерб. Особенно он заметен сегодня на фоне антироссийской политики тех стран, организации которых были спонсорами их деятельности. Кроме того, для существования организации как юридического лица нужны средства хотя бы на оплату содержания офиса и коммунальных услуг. Например, чтобы стать «социально ориентированной некоммерческой организацией» и получить финансирование из государственного бюджета, нужно не иметь долгов перед налоговой службой, а также в течение года доказывать чиновникам, что организация является «исполнителем общественно полезных услуг». Многие руководители региональных организаций остались без какой-либо заработной платы, оплаты командировок, в том числе зарубежных. Нельзя также не отметить, что, получая финансирование из- за рубежа, многие экологические организации свою деятельность строили в фарватере экологической политики своих спонсоров, а теперь вынуждены планировать ее самостоятельно. По нашему мнению, все же экологические организации в регионах прочно занимают нишу в деятельности по защите прав населения, по вовлечению его в принятие экологически эффективных решений и по усилению контроля за их выполнением. В перспективе их роль будет только возрастать. Лучшим вариантом будущего, конечно, является нахождение консенсуса между органами власти и представителями экологических организаций. Необходимо также заметить, что проблемы реализации права населения региона на благоприятную окружающую среду зависят не только от юрисдикции органов государственной власти, но и обусловлены социально-экономическими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. Основанием для деятельности общественных объединений, направленной на защиту права граждан на благоприятную окружающую среду, является его закрепление в Конституции РФ (ст. 42) в качестве фундаментального экологического права. Как известно, фундаментальное право означает, что государство берет на себя обязательство обеспечивать его реализацию. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой органов государственного управления через нормативно-правовой, организационный и экономический механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Эти механизмы включают множество инструментов: научно-методическое обеспечение, планирование и прогнозирование, программно-целевой метод, государственно-частное партнерство, нормирование, лицензирование и стимулирование, экологическая экспертиза, мониторинг и аудит, экологические налоги и платежи, экологическое страхование, контроль и надзор и др. Управленческие механизмы постоянно совершенствуются и дополняются новыми, в том числе за счет заимствования положительного опыта экологического управления в странах Европейского союза, например, по применению технологических нормативов и наилучших доступных технологий, по развитию отраслей «зеленой» и «циркулярной» экономики. Также в стране создан государственный юридический механизм защиты экологических прав. Граждане и общественные объединения могут получить защиту в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в Конституционном Суде РФ и в Европейском суде по правам человека. 16Яковлев И. Чертова дюжина «иностранных агентов». URL: http://bellom.ru/2015/09/02/1441184409-64/ . 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz