Север и рынок. 2018, N 2.

в Российской Федерации», который установил правовые основы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления [2]. Еще ранее, в 2005 г., был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» и его кальки во всех субъектах Федерации [3, 4]. Эти законы значительно расширили права граждан и общественных объединений по обеспечению реализации и защиты прав человека, особенно в регионах. Чтобы уравновесить силы чиновников и общественности, в 2016 г. законодательно были установлены общие принципы организации и деятельности Общественных палат субъектов РФ: теперь губернатор стал назначать 15 членов Общественной палаты. В контексте реализации социальных прав населения нельзя не обратить внимание на тот факт, что после окончания выборных компаний многие предвыборные обещания вновь избранных депутатов и высших должностных лиц не выполняются, в том числе и по решению проблем охраны окружающей среды. Не случайно российский экологический словарь пополнился новым термином — «исторически накопленный экологический ущерб», который означает долговременное сохранение различных негативных явлений в окружающей среде и отсутствие деятельности по их предупреждению или ликвидации. Как отражение этой реальности, в «Стратегии национальной безопасности РФ» «доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам», была принята в качестве целевого показателя обеспечения национальной безопасности страны [5]. В арктических субъектах Федерации образовалось несколько десятков так называемых «экологически неблагополучных территорий», то есть таких, на которых несколько лет подряд превышаются все национальные показатели качества окружающей среды. Например, в Мурманской обл. — это территории населенных пунктов Никель и Мончегорск вокруг предприятий АО «Кольская горно-металлургическая компания». В связи с этим все более важной и заметной в жизни общества становится деятельность по защите права на благоприятную окружающую среду, которую осуществляют общественные объединения граждан. Государственная политика по экологическому просвещению, воспитанию и экологическому образованию населения, особенно молодежи, а также деятельность в этих направлениях экологических организаций уже дают положительные результаты. Прежде всего, заметно возросла активность населения, которые осознали силу своих политических прав, то есть таких, которые в отличие от личных прав могут быть более эффективно реализованы в объединении граждан друг с другом. За годы новейшей истории наша страна сделала большой шаг в сторону демократизации общественной жизни. Сегодня в стране законодательно разрешены все возможные организационно - правовые формы общественных объединений. Российское законодательство содержит следующие гарантии реализации и защиты политических экологических прав общественных объединений: на экологическую информацию; на участие в принятии экологически значимых решений; на возмещение экологического вреда; на требование прекратить экологически вредную деятельность. Однако на практике эти гарантии не всегда соблюдаются. Критерии, в соответствии с которыми федеральными законами могут быть ограничены основные права и свободы, перечислены в ст. 55 Конституции РФ. Широта формулировок этих критериев позволяет принимать новые федеральные законы, которые с целью защиты от враждебной и экстремистской деятельности могут ограничивать и деятельность такого демократического института, как общественные объединения граждан. Также для нашей страны еще актуальна проблема имитации демократических институтов с помощью приемов так называемой «управляемой демократии», а именно манипулирование средствами массовой информации и выборами. Два федеральных закона — «О противодействии экстремистской деятельности» (2002) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (2012) — ограничивают права общественных объединений, если их деятельность подходит под определение «экстремизм» или если политическую деятельность осуществляют организации, получающие иностранное финансирование [6, 7]. Несмотря на то, что в большинстве иностранных государств запрещено финансировать политическую деятельность из иностранных источников, принятие аналогичного российского закона вызвало многочисленные протесты правозащитников. Одной из их причин стало отсутствие четкой формулировки политической деятельности некоммерческих организаций. Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения произвольно трактовали это понятие, например, в 2015 г. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz