Север и рынок, 2018, N 1.

Выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура области, включающая железнодорожное, авиационное, морское и речное сообщение, — конкурентные преимущества. Архангельск является ключевым транспортным узлом эффективного обеспечения и функционирования транспортно-логистической системы АЗРФ, для этих целей планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск. 3. Предпосылкой для принятия решения об образовании Ненецкой опорной зоны является значительный углеводородный ресурсный потенциал (рис. 3). Перспективные направления для формирования опорной зоны определяются наличием инфраструктурных проектов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов. Для этих целей планируется увеличение транспортных коммуникаций: строительство глубоководного морского порта Индига, железной дороги Сосногорск — Индига, модернизация морского порта и аэродрома пос. Амдерма, реконструкция аэропортового комплекса г. Нарьян-Мар. | Кжямыеобомчеиия Рис. 3. Ненецкая опорная зона [5] 4. Преимущественным условием создания Воркутинской опорной зоны является наличие месторождений Печорского угольного бассейна (рис. 4) с большими запасами высококачественного сырья для металлургической, энергетической и коксохимической промышленности. Предполагается, что муниципальное образование городского округа «Воркута» должно стать промышленным и транспортным узлом с целью развития транспортно-логистической инфраструктуры. Строительство железной дороги «Северный широтный ход» протяженностью 707 км обеспечит связь Северной и Свердловской железных дорог и выход к Северному морскому пути, что будет способствовать транспортному освоению центральной части Арктики. 5. Образование Ямало-Ненецкой опорной зоны основывается на уникальных углеводородных месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа. Ежегодно на территории округа добывается более 80 % российского газа [3] (пятая часть мирового производства), что обусловило идею формирования нефтегазохимического кластера на базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан, Обской и Тазовской губ и шельфа Карского моря [2] (рис. 4). Планируемое образование кластера будет способствовать расширению воспроизводства минерально-сырьевой базы добычи нефти, газа и газового конденсата, развитию транспортной инфраструктуры, диверсификации поставок природного газа и организации поставок СПГ, созданию научной и инновационной инфраструктуры для нужд кластеров. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz