Север и рынок, 2018, N 1.

Накопители жидких горнопромышленных отходов (хвостохранилища) играют важную роль в обеспечении функциональности горнорудных предприятий, утилизации отходов обогатительных фабрик и сохранении окружающих природных и технических систем регионов, где они расположены [1, 2]. От надежности и работоспособности ГТС хвостохранилища зависит не только деятельность и существование всего предприятия, но и безопасность экологии, экономики, здоровья и жизни жителей данного региона [3]. В качестве примеров, рассмотрим произошедшие за 10 лет с 2007 по 2017 гг. аварии на насыпных ГТС горнопромышленных предприятий разных стран мира, которые привели к наибольшему ущербу: 1. Разрушение дамбы хвостохранилища компании Xiangjiang Wanji Aluminium, произошедшее 8 августа 2016 г. в провинции Хэнань (Китай) [4]. На момент аварии в хвостохранилище хранилось 2 млн м3 материала [5]. В результате аварии деревня Лоян была практически полностью погребена, а 300 соседних деревень были эвакуированы. По прогнозам, из-за аварии предложение глинозема упадет на 2,4 млн т, что при цене за 1 т от 257 до 261 долл. США предполагает прямой экономический ущерб в 621 млн долл. (порядка 37 млрд руб.), который не учитывает стоимость устранения вреда причиненного предприятию, окружающей среде и населению [6]. 2. Разрушение дамбы хвостохранилища в Бенто-Родригес (Бразилия), произошедшее 5 ноября 2015 г. Хвостохранилище принадлежало горнорудному предприятию Samarco — совместному предприятия BHP Billiton и Vale. В результате аварии погибли 17 [7] и по меньшей мере пострадали 16 человек [8]. Порядка 60 млн м3 хвостов переработки железной руды попало в реку, являющуюся источником питьевой воды, и через 17 дней загрязненная вода попала в Атлантический океан [9]. По соглашению с правительством Бразилии компания Samarco выплатила 20 млрд бразильских реалов (порядка 360 млрд руб.) [10]. 3. Разрушение дамбы хвостохранилища в Британской Колумбии (Канада), произошедшее 4 августа 2014 г. на руднике Mount Polley, на котором добывалась медь и золото. В результате аварии в близлежащие водоемы, являющиеся источником питьевой воды, попало 10 млн м3 загрязненных технических вод и 4,5 млн м3хвостов [11]. Спустя три года власти Канады так не определили конечный размер штрафов для компании [12]. 4. Прорыв дамбы хвостохранилища рудника Buenavista del Cobre (Мексика), произошедший 12 августа 2014 г. В результате прорыва в реку Баканучи, а из нее в реку Сонора, являющуюся источником питьевой воды для порядка 800 000 человек, попало 40 000 м3раствора сульфата меди [13]. Компания была оштрафована на 23 млн песо (87 млн руб.) [14]. 5. Таким негативным примером может служить и одна из крупнейших экологических катастроф за всю историю Венгрии, которая случилась 4 октября 2010 г., — разрушение ограждающей дамбы хвостохранилища фабрики по производству алюминия. В результате прорыва дамбы выплеснулись хвосты оценочным объемом 38,8 кубических футов (около 1,1 млн м3) [15]. Ядовитыми и токсичными отходами была загрязнена территория площадью порядка 15 км2. В результате катастрофы погибли 10 человек и более 150 получили химические ожоги, в восточной части населенного пункта Айки было повреждено 350 домов [16]. Только правительство Венгрии потратило на устранение аварии 30 млрд форинтов (порядка 4 млрд руб.). В экономическом плане эта катастрофа привела к банкротству компании MAL Hungarian Aluminium, и 12 октября 2010 г. компания была передана под государственный контроль [17]. Таким образом, разрушение насыпных ГТС горнорудных предприятий приводит к огромным потерям: загрязнению земель, рек и озер, большому количеству пострадавших и погибших, иногда и к уничтожению целых населенных пунктов, а также к экономическому ущербу, измеряющемуся порой сотнями миллиардов рублей. В связи с этим от надежности дамбы и плотин горнорудных предприятий зависит экологическая, демографическая и экономическая ситуация как отдельных компаний, населенных пунктов и регионов, так и стран в целом. В связи с этим в Российской Федерации в целях обеспечения промышленной безопасности нормативными актами и законами предписывается регулярный мониторинг и контроль состояния ГТС хвостохранилищ посредством проведения ежегодных комплексных геологических, геодезических и гидрографических работ [18, 19]. Мониторинг ГТС хвостохранилищ производится на основании Проекта мониторинга безопасности ГТС, который разрабатывается для каждого сооружения или группы сооружений, объединенных в один комплекс, и затем регулярно пересматривается и корректируется. Проект мониторинга учитывает не только требования нормативных актов, но и результаты проектных работ, параметры работы ГТС и особенности сооружений. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz