Север и рынок, 2018, N 1.
Освоение месторождений в Арктике в сложных природных и ледовых условиях предъявляет высокие требования к нефтегазовому оборудованию, поэтому Архангельская обл. в этом плане имеет значительное конкурентное преимущество. Стоит напомнить, что Архангельск выступает важным транспортным узлом по перевалке грузов через свой порт, так как здесь ведется обслуживание грузов проекта «Ямал СПГ». Железная дорога также является здесь важным конкурентным преимуществом. Предприятия, находящиеся в Архангельской обл., имеют значительный потенциал для обеспечения нефтегазовой промышленности, в частности, в сфере судостроения и судоремонта. Так, в регионе была построена платформа «Приразломная», с которой сейчас началось освоение углеводородных ресурсов на Арктическом шельфе. Кроме того, следует отметить значительные возможности архангельских предприятий в производстве строительных материалов, металлоконструкций, цемента, бетона, а также большие перспективы региона в области логистики. Мурманск также является перспективным транспортным узлом по перевалке нефти. В частности, добытая продукция с различных месторождений Баренцева, Карского и Печорского морей может накапливаться на терминалах Мурманска, проходить подготовку и далее при помощи крупнотоннажных танкеров доставляться на рынки сбыта. Кроме того, сохраняет определенные перспективы проект строительства нефтепровода из Сибири в Мурманск. В результате проведенных оценок и их анализа было выявлено, что эффективность разработки ряда месторождений континентального шельфа Баренцева и Печорского морей весьма высока, они могут разрабатываться независимо от других месторождений региона, но при этом ряд месторождений зависим от освоения других, более крупных и рентабельных месторождений. Таким образом, в текущих реалиях Российской Федерации еще предстоит сформировать достаточно эффективный и гибкий механизм воспроизводства активов в нефтегазовом комплексе. Это заключается не только в воспроизводстве минерально-сырьевых запасов, что означает своевременный и достаточный объем разведки, подтверждения и введения в оборот новых ресурсов (последний аспект представляет собой одну из самых важных составляющих отмеченной выше схемы), но и обеспечение: • своевременного ввода в эксплуатацию достаточных объемов новых запасов нефтегазовых ресурсов; • наиболее рационального подхода к освоению вновь введенных в строй и уже освоенных ранее нефтегазовых структур; • формирования такой структуры активов, которые в полной мере отвечают современным требованиям при поиске, разведке, освоении и разработки новых запасов [2]. Подводя итог, можно отметить, что в вопросах освоения арктических проектов следует выделить основные направления наиболее важных и перспективных для дальнейшего их развития. Это определение перспективных инвесторов и подрядчиков, формирование инвестиционной стратегии, план действий по обеспечению доступа к ключевым ресурсам и технологиям, проработка вопроса локализации поставок, организационные вопросы, а также возможная синергия с другими компаниями — как российскими, так и зарубежными, что в конечном счете должно привести к оптимизации производственных процессов, повышению коммерческой привлекательности шельфовых проектов в Арктике и их конкурентоспособности. Литература 1. Зубарева В. Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности. М.: Нефть и газ, 2000. 2. Вяхирев Р. И., Никитин Б. А., Мирзоев Д. А. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений. М.: Изд-во Академии горных наук, 1999. С. 373. References 1. Zubareva V. D. Finansovo-ehkonomicheskij analiz proektnyh reshenij v neftegazovoj promyshlennosti [Financial and economic analysis of project solutions in the oil and gas industry], Neft' i gaz [Oil and gas], 2000 (In Russ.) 2. Vyahirev R. I., Nikitin B. A., Mirzoev D. A. Obustrojstvo i osvoenie morskih neftegazovyh mestorozhdenij [Construction and offshore oil and gas fields]. Moscow: Izdatel'stvo Akademii Gornyh nauk, 1999, pp. 373. (In Russ.) 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz