Север и рынок, 2018, N 1.
персонала, то есть для его размещения при ожидании стыковочного транспорта или появления «погодного окна», что позволит решать задачи локальной логистики. Обеспечение необходимой инфраструктуры — один из самых важных вызовов в освоении месторождений на Арктическом шельфе. В частности, месторождения в Печорском море отдалены от крупных портов в Мурманске и Архангельске на расстояние более чем в 700 км. В ближайшем существующем узле - - Нарьян-Маре действует перевалочный порт, но имеющиеся там портовое оснащение и сооружения не обеспечивают возможности создать там полноценную базу обеспечения, но при этом Нарьян-Мар может стать крупным авиационным хабом для обеспечения доставки грузов и его перевозок воздушным путем. В целом, северное направление транспортировки нефти является менее капиталоемким и имеет значительно меньшие сроки окупаемости. Северный маршрут может обеспечить региональную транспортную систему с наименьшими затратами, что, в свою очередь, позволит создать полноценную транспортную систему для разработки шельфа Печорского и Баренцева морей, которая сможет их обеспечить в полной мере. Значительную проблему составляет доставка грузов наземным путем. Это обусловлено тем, что дороги в прилегающих территориях находятся в неудовлетворительном состоянии, недостаточно оснащены и подвержены снежным заносам, что обусловливает возможные сбои в графике поставок и перевозки грузов. По этой причине перевозка грузов и персонала в значительной степени перекладывается на воздушный транспорт, что существенно увеличивает стоимость освоения месторождений. Говоря об организации перевозок, в том числе и воздушным путем, нельзя не отметить проблемы в этом направлении с вертолетами. В частности, основным вертолетом, которым оснащены компании, работающие в арктических широтах, является Ми-8 и его модификации. Кроме того, ряд морских платформ не рассчитан на прием тяжелых вертолетов, а легких аппаратов в морском исполнении недостаточно. В связи с этим в дальнейшем потребуется строительство морских платформ, способных принимать как легкие, так и тяжелые вертолеты. Что касается перевозок морским транспортом, то в настоящее время в России недостаточно танкеров ледового класса, способных осуществлять перевозки в сложной ледовой обстановке, а сложившийся рынок краткосрочного фрахта танкеров не позволяет осуществлять перевозки на долгосрочной основе. При наращении добычи на морском шельфе все это обусловливает необходимость совершенствования законодательства в направлении развития рынка аренды и фрахта необходимой техники и судов, а также наращения объемов строительства специализированной техники и судов, приспособленной для работы в суровых арктических условиях. Анализ сложившейся структуры грузопотока позволяет отметить, что в вопросе доставки грузов с перевалочных портов Мурманска и Архангельска наблюдается значительный дисбаланс. В настоящее время в Мурманск более двух третей всех грузов доставляется по железной дороге. Кроме того, ввиду сложившейся на настоящий момент структуры ТЭК, Мурманская обл. является мазутозависимым регионом, в связи с чем железная дорога Мурманской области уже сейчас в значительной степени перегружена. Начало крупных проектов по освоению и разработке нефтегазовых ресурсов в Баренцевом и Печорском морях, а также перевалка полученной продукции по железной дороге для дальнейшей ее переработки может привести к транспортному коллапсу. Архангельская обл. в настоящее время в значительной степени видится более конкурентной в этом отношении в связи с тем, что железная дорога Архангельской обл. в значительной степени освобождена от поставок топлива благодаря газификации региона и имеет дополнительные возможности для наращения грузопотока. Таким образом, для размещения основной базы обеспечения нефтегазовых операторов, по-видимому, является более перспективным Архангельский морской порт. При этом необходимо учитывать возможности наращения грузопотока при перспективном увеличении добычи на Арктическом шельфе, для этого, в частности, могут быть увеличены пропускная способность железных дорог Архангельской и Мурманской областей, создан глубоководный порт в Архангельской обл. , а также построена ветка железной дороги от Усинска к Нарьян-Мару. Грузы на месторождения могут быть доставлены как напрямую, так и через базу обеспечения, а в качестве главных промежуточных пунктов для доставки грузов и персонала могут выступать Нарьян-Мар и Варандей. Близость этих баз необходима для организации перевозок на морские платформы. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz