Север и рынок, 2018, N 1.

хорошие характеристики для разработки и отличается сравнительно небольшой концентрацией парафинов и отрицательными температурами застывания. На начальном этапе освоения месторождений перевозка нефти с погрузочных терминалов предполагает эксплуатацию небольших танкеров ледового класса с относительно малым дедвейтом, при этом перевалку добытой нефти предполагается осуществлять у кромки льдов на обычные нефтеналивные танкеры. Исходя из оцениваемой добычи нефти в 3 млн т нефти в год, полная расчетная стоимость перевалки нефти составит 20-25 долл. США из расчета на 1 т. Второй вариант перевалки нефти подразумевает перевозку только в летний период, для чего необходимо обеспечить достаточный объем мощностей для хранения извлеченной нефти на весь зимний период. По мере роста объемов извлечения нефти целесообразно использовать крупнотоннажные танкеры, которые обеспечат экономичность перевалки как в ледовых условиях, так и в открытой воде. Эксплуатация танкеров дедвейтом 70-80 тыс. т и использование перевалочного терминала снизит транспортные расходы до 15-20 долл/т. Добыча ранней нефти предполагает вывоз извлеченного сырья в порты назначения, а кроме того, загрузку существующих на Северо-Западе и предполагаемых ко строительству нефтеперерабатывающих заводов, в том числе в городах Мурманск, Архангельск или Северодвинск, а также на о. Колгуев. Это должно обеспечить неплохой задел мощностей и существенно снизить затраты на перевалку сырой нефти. Рост объемов перевалки и перевозок нефти определяет увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры Баренцева и Белого морей. По предварительным прогнозам, перевалка нефти через терминалы Кольского залива в 2015 г. составит порядка 91 млн баррелей нефти и нефтепродуктов, через терминал «Варандей» - - 87,5 млн баррелей, через терминал на о. Колгуев — 0,49 млн баррелей. С месторождения «Приразломное» в 2015 г. объемы отгрузки на танкеры по плану должны составить 315 млн баррелей. Также в транспортной схеме задействован терминал Обской губы — 21 млн баррелей в 2015 г., терминал в порту Талаги — 84 млн баррелей, терминал порта Витино — 84 млн баррелей. При этом одним из крупнейших перегрузочных терминалов в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции является Приразломное, созданное на базе крупнейшего месторождения с тем же названием, на котором за 23 года эксплуатации планируется извлечь 75 млн т сырья при максимальной добыче сырья в 7,6 млн т в год. Условия для организации добычи в российской части Арктики, в отличие от норвежской части моря, как правило, являются тяжелыми: существует вероятность появления пакового льда либо айсбергов. Это в значительной степени определяет конструктивную сложность морских добычных комплексов, некоторые из которых предусматривают отстыковку от добычных райзеров с возможностью уклонения. Все это ведет к повышению капиталоемкости проектов и удорожанию их реализации и предопределяет значительные транспортно-технологические риски, которые могут привести к существенному удорожанию проекта и к сложности принятия инвестиционных решений. Можно выделить три группы проблем, связанных с освоением месторождений, расположенных на Арктическом морском шельфе. Первая группа включает технические вопросы, направленные на решение проблем обустройства и освоения месторождений в условиях Арктики, хрупкой экосистемы и наличия пакового льда и айсбергов. Ко второй группе можно отнести проблемы, связанные с жестким графиком выполнения работ, организации добычи и перевозок, обусловленные так называемым «погодным окном», что требует тщательного планирования порядка и режима работ, организации перевозок и выполнения всех необходимых операций на обустраиваемом и эксплуатируемом месторождении. Все это критическим образом влияет на экономическую модель реализации проекта и принятие инвестиционного решения. И к третьей группе можно отнести задачи обеспечения безопасности работ и вопросы техники безопасности персонала. Таким образом, логистические операции должны включать в себя доставку и ротацию персонала, а также доставку грузов, оборудования и материалов. Все это определяет значительные инфраструктурные потребности. По этой причине интересным является опыт норвежских нефтяников, в частности, для управления газовым проектом «Ormen Lange» был создан временный вахтовый поселок, рассчитанный на 2 900 мест и обеспеченный всем необходимым, что позволяет обходиться при разработке месторождения только подземными добычными комплексами и вести управление добычей с берега. В уменьшенном виде подобный комплекс может возводиться для перевахтовки 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz