Север и рынок, 2018, N 1.

практически исключен, в случае иных месторождений будет необходим комплексный подход, предполагающий разработку целых групп месторождений, это обусловливается тем, что требуется выстраивать общую логистическо-транспортную систему их обеспечения. Тимано-Печорская провинция является одной из основных сырьевых баз региона, в границах которой подтверждено свыше 230 нефтяных и газовых месторождений. Оцениваемые начальные запасы Тимано-Печоры категории А, В, С1, в том числе и Печорского моря составляют 8,2 млрд т условного топлива. С учетом шельфа Баренцева моря запасы оцениваются в объеме свыше 35,8 млрд т. Следует отметить, что запасы, расположенные на его шельфе, характеризуются высокой неоднородностью пластов и глубиной залегания, сам шельф имеет сложное геологическое строение. Все это повышает риски при разработке запасов на их шельфе. Тем не менее, открытие и подтверждение больших запасов в этих структурах снижает затраты на дальнейшее освоение и разведку новых месторождений, что делает риски вполне приемлемыми. Освоение морских запасов нефти в Арктике представляет собой значительно более сложную проблему, чем разработка месторождений в более южных широтах, разведка и разработка которых имеют свои особенности, от которых в значительной степени зависит уровень освоения месторождений. Помимо этого в регионе практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура, необходимая для обеспечения стабильной и бесперебойной добычи. При этом к освоению месторождений на шельфе Арктики предъявляются весьма жесткие экологические требования. С достаточной точностью можно сделать вывод о том, что при разработке месторождений на шельфе наиболее перспективными направлениями являются следующие: • значительное число нефтяных и газовых месторождений в большинстве выявленных структур Баренцевого и Печорского морях и примыкающих к ним акваториям; • крупные трубопроводные системы и транспортные узлы Варандейского терминала, трубопроводная система планируемого Штокмановского газоконденсатного месторождения, Северо­ Европейского газопровода и иных; • ряд танкерных транспортных систем для обеспечения вывоза извлеченных нефтегазовых ресурсов потребителям во всех направлениях в рамках морских перевозок. В этих условиях на начальном этапе освоения месторождений Печорского и Баренцева морей все более актуальной становится разработка отдельных районов или группы месторождений, наиболее подготовленных к эксплуатации и требующих относительно низкого уровня капитальных вложений. Все это с учетом возможности более быстрой отдачи от инвестирования в другие проекты, такой подход позволяет накапливать необходимый опыт освоения и эксплуатации месторождений, а также организации логистическо-транспортной системы. Естественным ограничением интенсификации отбора нефти служат сроки развертывания технических средств и средств обеспечения, а также темпы развития транспортной системы по этапам. Экономические расчеты позволяют сделать выводы о том, что разработка этих месторождений может быть экономически целесообразной при условии комплексного подхода к их обустройству. Такой подход позволит эффективно использовать мощности уже существующей и создаваемой вновь производственных мощностей и транспортной инфраструктуры. За счет этого в конечном счете должны снизиться удельные технические затраты на разработку и повыситься рентабельность инвестиций. Начиная с 2002 г. отмечается существенный прирост перевалки нефти и нефтепродуктов через арктические порты, что определяется увеличением их значения в схеме экспорта нефти. В ближайшей перспективе ожидается наращение нефтяных перевозок в Баренцевом море. Этот прирост обусловлен строительством перегрузочного терминала «Варандей» в Печорском море. Нефтепродукты на морские терминалы поступают для дальнейшей перевалки и морской перевозки с месторождений Тимано- Печорской, Западно-Сибирской и Волго-Вятской провинций. Освоение Баренцева моря на ближайшую перспективу предполагает первоочередное увеличение добычи нефти на месторождениях Тимано- Печоры, в том числе и на шельфе Печорского моря. Успешность освоения этих месторождений в значительной степени зависит от системы транспортировки нефти. Для организации опережающей добычи нефти из прибрежных шельфовых месторождений важна их подготовленность к вводу в разработку, что позволит осуществить значительное ускорение ввода их в строй и задействовать в первую очередь структуры, залегающие на сравнительно небольших горизонтах до 1 500-1 600 м глубиной. Нефть этих месторождений имеет 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz