Север и рынок, 2018, N 1.

опорных зон продекларировано в новом законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». В принципиальном отношении формирование и функционирование опорных зон призвано решить стратегическую задачу — преодоление ограничений и негативных тенденций в развитии АЗРФ: • путем образования новых форм организации промышленного производства на основе локально-интегрированных региональных производственных систем и сетей, усиления сотрудничества и взаимодействия органов власти, бизнеса, научных и образовательных институтов и населения (человеческий капитал); • через повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики арктических регионов за счет структурных изменений по принципу обеспечения взаимоувязки всех «отраслевых» мероприятий путем модернизации прошлых индустриальных модулей; • с помощью усиления инновационной активности за счет образования цепочки (сети) между научно-исследовательскими учреждениями и добывающей промышленностью, придания наукоемкого характера традиционному ресурсному освоению арктических территорий и дальнейшего распространения знаний и новых идей; • за счет формирования благоприятных условий для предпринимательской, хозяйственной и инвестиционной деятельности, содействия развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса; • путем установления постоянного диалога всех участников, объединенных общими проектами, знаниями, опытом взаимодействия и культурой отношений, для получения возможности использовать эффект масштаба и дополнительные выгоды от своей деятельности, снижения рисков невыполнения проектов. В предстоящие годы в АЗРФ предлагается создание 8 опорных зон исходя из существующих промышленных центров, функционирования транспортных узлов и ресурсной базы, а также территориального развития и взаимоувязанного кооперирования и комбинирования различных участников хозяйственного освоения региона. 1. Формирование Кольской опорной зоны (рис. 1), благодаря выгодному географическому положению, наличию значительных запасов полезных ископаемых и развитой инфраструктуре, будет базироваться на предполагаемых транспортно-логистическом, горно-химическом, рыбопромышленном кластерах [2]. Наличие более 200 морских промысловых судов и береговой комплекс, включающий портовые сооружения, береговые рыбоперерабатывающие предприятия, — основа развития рыбной отрасли Мурманской обл. Мурманская обл. располагает портовыми мощностями (действующими и проектируемыми), судами разного профиля и ледокольным флотом, имеется ремонтная база. Регион находится на стыке транснациональных маршрутов, свыше 14 % общероссийских перевозок грузов морским транспортом приходится на Мурманскую обл., что способствует развитию специализации Кольской опорной зоны по направлению «Сервисное обеспечение мореплавания по трассам Северного морского пути и экспорт транспортных услуг» (проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»), «Сервисное обеспечение реализации проектов освоения нефтегазовых морских месторождений в российском секторе Арктики (строительство нефтяного терминала на западном берегу Кольского залива)». Регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, а также электролитного кобальта высших марок. Область обеспечивает более половины общероссийского производства никеля, 10 % железорудного концентрата и 7 % рафинированной меди [3]. 2. Архангельская опорная зона (рис. 2) основывается на уже существующих кластерах: инновационных территориальных лесопромышленном и судостроительном кластерах и социальном кластере Архангельской обл. [3], в стадии создания — биотехнологический и рыбопромышленный кластеры [4]. В настоящие время на региональном уровне уже сложились процессы кластеризации и ясное понимание необходимости кооперации и взаимодействия для достижения конкурентоспособности региональной экономики. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz