Север и рынок, 2018, N 1.
Грузооборот арктических МТУ Таблица 4 Основные транспортные узлы Показатели, млн т 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Мурманский (с терминалом 22,0 35,0 50,0 80,0 в Териберке) Архангельский (с новым 3,8 5,0 25,0 40,0 портом) Ямальский (Сабетта) 0,2 12,0 19,0 35,0 Оценка строится на следующих основных концептуальных выводах и положениях: • концепция развития морских транспортных узлом в российской Арктике является совокупностью положений о движущих силах, функциях и объектной структуре этих сложных комплексных образований; • усиление внимания к арктическим морским коммуникациям и их системообразующему элементу — Северному морскому пути — обусловлено ростом глобальных интересов к этому региону (в том числе со стороны «третьих» стран) и необходимостью обеспечения национальной безопасности; • на развитие оказывает влияние множество факторов (движущих сил) как эндогенное, так и экзогенного характера, часть противоречивых. Среди внешних, как основной можно выделить динамику глобальных рынков, в первую очередь энергетических, а среди внутренних - необходимость освоения арктических природных ресурсов для целей внутреннего потребления и экспорта; • главной характеристикой, определяющей развитие морских коммуникаций и крупных транспортных узлов в российской Арктике, является быстрый рост грузопотоков, в том числе обусловленный открытым выходом в мировой океан; • стратегическим концептуальным условием развития МТУ, особенно в Европейской части, выступает необходимость их специализации и исключение конкуренции в соответствующих сферах. Для Мурманского МТУ профильным направлением служит энергетическое сырье (уголь, нефть, СПГ), а для Архангельского - генеральные грузы и контейнерные отправления; • не менее важным условием устойчивой положительной динамики морских транспортных узлов в АЗРФ является системный подход к модернизации их структуры, в первую очередь транспортных подходов (особенно железнодорожных), что позволяет многократно повысить генерацию грузовой базы. Литература 1. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее // Вестник Московского университета. 2011. № 2. С .92-128. 2. Гранберг А. Г., Пересынкин В. И. Проблемы Северного морского пути. М.: Наука, 2006. 581 с. 3. Селин В. С. Экономика Северного морского пути: исторические тенденции, современное состояние, перспективы. Апатиты: КНЦ РАН, 2003. 201 с. 4. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления. СПб.: Наука, 2016. 1016 с. 5. Татаркин А. И. Российская Арктика: современная парадигма развития. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с. 6. Козьменко С. Ю. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 335 с. 7. Селин В. С. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики. Апатиты: КНЦ РАН, 2013. 279 с. 8. Клименко В. В. Логистические центры в транспортных узлах. URL: www.hse.ru/. ../%D0%9B%D0%BE%D0%. ..%D0%B0%D 1%85.doc. 9. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: (утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013. URL: http://www.mmec. gov-murman.ru/activites/strat_plan/arcticzone/. 10. Минэкономразвития: по Севморпути в 2016 году перевезено рекордное количество грузов. URL: http://pro-arctic.ru/ 13/12/2016/news/24504. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz