Север и рынок, 2018, N 1.
• увеличение доходной части бюджетов всех уровней за счет создания дополнительной налоговой базы как на этапе строительства, так и функционирования Архангельского морского транспортного узла; • обеспечение строительными материалами стратегических объектов по освоению углеводородных ресурсов арктических прибрежных месторождений, на первом этапе (2017-2020 гг.) в рамках проекта «Ямал-СПГ» с созданием порта Сабетта. Проект «Ямал-СПГ» предусматривает формирование нового крупного транспортного узла в Западном секторе Северного морского пути. Комплексный план по развитию сжиженного природного газа на п-ове Ямал утвержден в октябре 2010 г. распоряжением Правительства РФ № 1713-р. При этом формируется крупный транспортно-логистический узел практически в месте генерирования грузовой базы. К концу следующего десятилетия Ямал может стать крупнейшим в стране и одним из самых больших в мире производителем СПГ. Первый завод на Ямале, как подчеркнул глава «НОВАТЭКа» Л. Михельсон, уже в 2016 г. готов на 70 %, первая линия по выпуску 5,5 млн т СПГ будет запущена в конце 2017 г. Помимо российской корпорации инвесторами проекта выступают французская компания Total, китайская CNPC и фонд «Шелковый путь», его стоимость 27 млрд долл. США. Даже по мощности первой очереди (16,5 млн т СПГ в 2021 г.) проект будет создавать основные грузопотоки в акватории Северного морского пути [18]. Ресурсная база — Тамбейская группа месторождений объемом более 4 трлн м3 газа гарантирует стабильную работу на десятилетия даже с учетом последующего возможного роста выпуска. Для морского экспорта сжиженного природного газа южнокорейской компанией "Daewoo Shipbilding and Marine Eugiunering" строятся 16 танкеров-газовозов грузовместимостью 170 тыс. т каждый арктической категории Arc 7 по классификации Российского морского регистра. Они способны самостоятельно преодолевать льды толщиной 2,1 м, то есть смогут поставлять продукцию на мировые рынки без ледокольного сопровождения 8-9 месяцев в году. Два из них уже спущены на воду. При этом себестоимость производства СПГ на Ямале в среднем на треть меньше, чем в расположенных в тропическом поясе Катаре или Индонезии. Вся продукция законтрактована на двадцать лет вперед, и начались изыскания еще по одному проекту — «Арктик СПГ-2» на месторождении п-ова Гидан. Предполагается, что он будет такой же мощностью, как «Ямал- СПГ», но будет располагаться не на суше (на свайных основаниях в мерзлоте), а на специальных морских платформах, которые будет выпускать «Кольская верфь» в Мурманской обл. Порт «Сабетта», который будет обеспечивать проект «Ямал-СПГ», в целом станет крупнейшим опорным узлом в акватории Северного морского пути. Сам пос. Сабетта уже к 2020 г. станет городом с населением более 20 тыс. чел. Уже сейчас здесь работают четыре грузовых причала для обеспечения строительства объектов. В 2017 г. будут введены в эксплуатацию два технологических причала для отгрузки СПГ, способные принимать суда с осадкой до 17 м, то есть водоизмещением до 200 тыс. т. В целом создаваемая портовая зона уже в ближайшем будущем будет функционировать как крупный морской транспортный узел с мощностью 20 млн т в год, а в перспективе до 2030 г. — 35 млн т. В 2015 г. в пос. Сабетта начал функционировать международный аэропорт. Следующим этапом является соединение узла с единой железнодорожной системой Российской Федерации. Он должен быть достигнут в ходе формирования Арктического транспортного коридора, в который входит пять звеньев [18], одно из которых — участок от ст. Бованенково до ст. Сабетта протяженностью около 250 км с пропускной способностью 14 млн т. Железная дорога до ст. Бованенково была построена «Газпромом» и начала функционировать в 2011 г. Сама она является сложнейшим инженерным сооружением в районах «вечной» мерзлоты протяженностью 525 км (включает 70 мостов) и соединяет Ямал с европейской частью Российской Федерации. Таким образом, можно констатировать, что Арктическая зона Российской Федерации в ближайшем будущем и стратегической перспективе будет динамично развиваться под воздействием целого ряда достаточно противоречивых факторов. Однако это движение не может быть успешным без опережающего развития транспортно-логистического комплекса, важным звеном которого выступают морские транспортные узлы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие оценки их прогнозного грузооборота, в совокупности составляющего не менее 80 % общего объема всех портов АЗРФ (табл. 4). 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz