Север и рынок, 2018, N 1.
по производству, хранению и отгрузке СПГ и стабильного газового конденсата, а также ремонта и обслуживания техники и оборудования, используемого при освоении морских нефтегазовых месторождений. Ввод первой очереди запланирован на октябрь 2018 г., а первоначальной продукцией будут являться три железобетонные морские платформы с установленными на них верхними строениями — технологическими линиями для проекта «Арктик СПГ 2» на п-ове Гидан. Фактически это три автономных завода мощностью по 5,5 млн т в год сжиженного природного газа. Центр будет генерировать ежегодно не менее 2 млн т грузов, направляемых в акваторию Северного морского пути. Архангельский морской порт находится в устье реки Северная Двина в 50 км от Двинской губы Белого моря. В отличие от Мурманского узла, который в значительной мере обеспечивал экспортно импортные операции, порт Архангельск до настоящего времени ориентировался исключительно на каботажные связи с районами Крайнего Севера и Арктики. Он осуществляет перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морях, в ограниченном масштабе — в Восточном секторе Северного морского пути и на заграничных линиях [6], при этом основными видами грузов являются оборудование, металлы, уголь, пиломатериалы и целлюлоза, нефть и нефтепродукты, различные промышленные и продовольственные товары в рамках «северного завоза». Если по общему объему грузооборота Архангельский порт значительно уступает Мурманскому (табл. 2), то по генеральным грузам его превосходит, располагая крупным контейнерным терминалом «Экономия». При этом мощности последнего загружены не более чем на 50 % и вполне достаточны для обеспечения деятельности всех населенных пунктов и производственных объектов в акватории СМП, что следует учитывать при выработке концептуальных положений модернизации и развития транспортной инфраструктуры. Одним из самых серьезных недостатков порта выступает то обстоятельство, что его причалы не могут принимать грузовые суда с осадкой более 9 м (дедвейт до 30 тыс. т). Кроме того, устье Двины и само Белое море в течение не менее 6 месяцев в году имеет постоянный ледовый покров, толщина которого в максимальных характеристиках достигает почти 2 м, то есть круглогодичная навигация обеспечивается только с применением ледокольной проводки. Напомним, что, как и в случае Мурманского ТУ, в конфигурацию «транспортный узел» мы включаем подъездные пути (в том числе железнодорожные), обеспечивающие предприятия, навигационные и метеорологические службы, вспомогательный флот и т. п. Перспективы развития Архангельского морского транспортного узла связаны со строительством нового глубоководного порта, в том числе с учетом создания железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал). Соответствующая концепция включает формирование глубоководных причалов в 40 км ниже существующего порта с целым рядом преимуществ, таких как короткий судовой ход до 15-метровой глубины (небольшая длина подходного каната), обширный район базирования, наличие строительных материалов и т. п. Глубоководный порт будет способен принимать суда грузоподъемностью до 75 тыс. т, а его грузооборот составит 28-30 млн т уже в 2025 г. Суммарный прогноз его будущей грузовой базы достигает 50 млн т. Определяющим фактором развития Архангельского МТУ является реализация уже упоминавшегося проекта «Белкомур», который включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» (утверждена постановлением Правительства РФ 17 июня 2008 г .) и который предполагает строительство железной дороги «Соликамск — Гайны — Сыктывкар — Архангельск» на основе государственно-частного партнерства (протяженность 1155 км). Транспортный узел решает и геоэкономические задачи — обеспечивает доступ с удобными транспортно-логистическими схемами в Северную Атлантику. В целом концепция развития включает следующие меры: • модернизация действующих мощностей и создание современного глубоководного комплекса для обработки уже на первом этапе до 30 млн т грузов в год, в том числе не менее 15 млн т контейнеров; • расширение возможностей узла по приему судов различных типов и классов, с доведением их грузоподъемности до 75 тыс. т, что расширит возможности транспортного обеспечения арктических проектов; • разработка системного развития новой портовой зоны, включая подъездные пути (в том числе при строительстве «Белкомура»), объекты промышленно-производственного, сервисно энергетического, инновационно-технического и другого назначения; 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz