Север и рынок, 2018, N 1.

изменением объема «перевалки» сырой нефти через эти терминалы. Однако максимальную долю в грузообороте порта занимает уголь (более 10 млн т), что порождает, с учетом исторического расположения в черте города, серьезные экологические проблемы. Поэтому одной из важнейших задач модернизации портовой системы является перенос грузовых мощностей из черты города, на западный берег Кольского залива. Необходимо отметить, что морской транспортный узел — это не только морехозяйственные объекты, но и целый территориальный комплекс, включающий, как правило, железнодорожный узел (станции, ветки и подъезды, подвижной состав), шоссейные дороги, энергосберегающую и другую жизнеобеспечивающую инфраструктуру, пассажирские терминалы и т. п. Многие из них в статье не рассматриваются в силу их вспомогательного значения и ограничений по объему. Развитие Мурманского транспортного узла (МТУ) имеет геополитическое значение для национальной экономики в части развития экспортного потенциала и формирования транзитных грузопотоков по Северному морскому пути. Основными конкурентными преимуществами при этом выступают: • свободный выход в открытый океан с незамерзающей акваторией (единственный в европейской части страны) и относительно низкой интенсивностью судоходства; • удобное расположение по отношению к международным торговым трассам и возможность обслуживать танкеры дейдвейтом до 300 тыс. т; • наличие свободных неосвоенных территорий на западном берегу Кольского залива, удобных для строительства новых терминалов и объектов; • надежные транспортные связи (в том числе железнодорожные) с промышленно развитыми регионами России и возможность, при относительно небольших затратах, обеспечить железнодорожное сообщение для новых объектов; • близкое расположение к ряду перспективных месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе и наличие атомного ледокольного флота. Для реализации проекта в 2012 г. создана ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел», в состав директоров которой вошли представители Министерства транспорта, Правительства Мурманской обл., ОАО «НК Роснефть», ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «Российские железные дороги». В последующие годы к ним добавились представители ОАО «Совкомфлот», ОАО «НОВАТЭК» и некоторые другие корпорации. В 2014 г. начата реализация третьего этапа инвестиционного проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в рамках государственного контракта строится железнодорожная ветка Выходной — Мурманск-2 — Лавна протяженность 45 км и с пропускной способностью 28 млн т в год. На западном берегу (пос. Лавна) началось создание контейнерного, нефтяного и угольных терминалов. Суммарный объем перевалки угля к 2022 г. должен достичь 18 млн т, а годовой оборот порта Мурманск — 40 млн т (в 2030 г. — 80 млн т). Общий объем государственных и частных инвестиций превышает 1 трлн руб. Необходимо отметить, что на такую длительную перспективу в состав МТУ включается и производственно-портовый комплекс в пос. Териберка, который будет создаваться при освоении уникального Штокмановского газоконденсатного месторождений с запасами 3,7 трлн м3, то есть способного обеспечить добычу газа в таком же объеме, как все норвежские шельфовые месторождения, вместе взятые. С другой стороны, месторождение расположено в крайне сложных условиях (расстояние от берега более 600 км, глубина около 500 м, возможность появления айсбергов, в том числе крупных) и не имеет аналогов в технико-технологическом отношении добычи и транспортировки продукта [6]. Не случайно начало реализации проекта откладывается уже в течение 20 лет и, судя по ведущимся сейчас обсуждениям, начнется не ранее 2019 г. Особенно учитывая, что сам проект оценивается уже более чем в 1 трлн руб., в том числе около 80 млрд руб. — портовый комплекс. В различных вариантах общий объем добычи при полной мощности колеблется от 70 до 90 млрд м3 в год с выпуском от 10 до 20 млн т сжиженного природного газа, потреблением до 5 млн м3 в Мурманской обл. и транспортировкой остального в центральную часть страны по трубопроводу. С 2015 г. на западном берегу около пос. Белокаменск компанией «НОВАТЭК» возводится Центр строительства крупнотоннажных сооружений «Кольская верфь», который тоже связан с программой развития Мурманского транспортного узла. Центр будет создавать комплексы 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz