Север и рынок, 2018, N 1.

числе не требующих заморозки. По данным Росстата, примерно три четверти российского экспорта составляют четыре группы наиболее востребованных сырьевых товаров: углеводороды, металлы, алмазы и древесина [17]. Сегодня тысячи контейнеров с древесиной и продуктами ее первичной переработки с Европейского Севера (в основном из Республики Коми и Архангельской обл.) по железной дороге перевозятся в Санкт-Петербург и оттуда морем через Суэцкий канал в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Более короткий арктический морской маршрут при соответствующих организационно-технических и экономических мерах поддержки окажется вполне конкурентоспособным. Необходимо отметить, что на формирование грузовых потоков влияет большое число факторов, в том числе относительно стохастического характера. Так, при строительстве нового транспортного узла Сабетта на п-ове Ямал возникла проблема поставок песка со специальными характеристиками, необходимыми для строительства резервуаров сжиженного газа. Оказалось, что именно такой материал формируется при дноуглубительных работах в районе порта Архангельск. Более того, в год его добывается более миллиона тонн, что вполне достаточно не только для этого проекта, но и для других стратегических объектов. Например, для формирования нового центра производства СПГ Харасавэй — Бованенково или при реализации мегапроекта «Печора-СПГ». Очевидно, что государство не может, да и не должно решать проблемы развития инфраструктуры СМП только за счет бюджетного финансирования, поэтому здесь тоже активно формируется механизм государственно-частного партнерства. Уже на первом заседании Госкомиссии по Арктике было предложено сформировать Деловой совет для координации усилий по развитию бизнеса в АЗРФ. Его руководителем избран президент группы компаний «Дело», заместитель председателя Морской коллегии Сергей Шишкарев. Выступая на первом заседании в Москве 18 сентября 2016 г., он озвучил итоги социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», в котором приняли участие 814 представителей бизнес-сообщества. Каждый пятый предприниматель из арктических регионов связывает будущее своего бизнеса с развитием Северного морского пути и единой транспортной сети в Арктике. Более половины участников опроса уверены, что в ближайшие годы в освоении Арктики будут достигнуты серьезные успехи. Однако многие опасаются, что помешать реализации планов могут экономический спад в стране, недостаточное госфинансирование и высокий уровень коррупции. Поэтому для снижения рисков нужно повышать инвестиционную привлекательность регионов, объединять усилия государства и бизнеса [15]. По поручению Госкомиссии Министерство экономического развития РФ совместно с федеральными и региональными органами власти и заинтересованными компаниями подготовило «портфель» проектов, призванных ускорить развитие АЗРФ на новой, инновационной платформе. Речь идет о 150 приоритетных проектах со сроками реализации вплоть до 2030 г. общей стоимостью почти 5 трлн руб. , причем большая часть средств (около 4 трлн) приходится на внебюджетные источники. Отраслевая структура этих проектов выражается в следующих цифрах: • добыча и переработка полезных ископаемых — 48 %; • транспорт — 17 %; • геологоразведка — 7 %; • проекты на шельфе — 7 %; • экология, телекоммуникации и туризм — 6 %; • промышленность — 5 %; • энергетика — 5 %; • сельское хозяйство — 5 %. Часть транспортного и вспомогательного флота финансируется за счет проектов на шельфе. Для развития морских коммуникаций предусматривается также модернизация арктических портов, формирование Мурманского транспортного узла, строительство ледоколов и плавучих АЭС, развитие инфраструктуры Северного морского пути, создание техники и технологий для работы в арктических акваториях. Самой крупной арктической портовой системой России, как видно из табл. 2, выступает Мурманск. Эта система является очень сложной и включает морской торговый порт, рыбный порт, нефтяные терминалы (включая рейдовые), объекты базирования ледокольного и вспомогательного флотов и т. п. Значительные колебания грузооборота обусловлены, как уже упоминалось, именно 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz