Север и рынок, 2018, N 1.
• совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения Арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки; • реструктуризация и рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также развития береговой инфраструктуры; • совершенствование организационной структуры управления и обеспечение безопасности судоходства в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе путем развития комплексной арктической транспортно-технологической системы, включающей в себя развитие морского и других видов транспорта, а также обеспечивающей инфраструктуры; • модернизация арктических портов и создание новых портово-производственных комплексов в Арктической зоне Российской Федерации, осуществление дноуглубительных работ на основных арктических речных магистралях. Геополитическая и экономическая ситуация, в том числе после принятия Стратегии, меняется достаточно быстро, к сожалению, не в лучшую для нас сторону. Так, США усиливает «санкционную» политику, часто преследуя довольно утилитарные цели — например, вытеснение «Газпрома» с европейского рынка, на который ориентирована основная трубопроводная система. До сих пор не решен вопрос с «Северным потоком-2», против которого активно выступает Украина и пытается заручиться поддержкой того же США, хотя российские властные круги уже неоднократно высказывались за прекращение транзита газа через украинскую территорию. Пока не ясно, какую позицию займет ЕС, Германия проект в целом поддерживает. Глава немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен отказался принимать аргумент противников «Северного потока-2», считающих, что он оставит Украину без доходов от транзита российского газа [12]. Он также указал, что на протяжении десятилетий потребители платили миллиарды за транзит газа, но эти деньги Киев тратил на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов. Последнее время появилась информация о том, что Болгария, Греция и некоторые другие страны намерены реанимировать проект «Южный поток», хотя в условиях противодействия Брюсселя вероятность таких шагов невелика. Они же выражают желание присоединиться к «Турецкому потоку», строительство морского участка первой очереди которого стартовало 7 мая 2017 г. (протяженность более 900 км, мощность 16 млрд м3). Однако в условиях «жесткого противостояния и финансовых санкций у «Газпрома» имеются некоторые проблемы в привлечении кредитов, да и сами трубопроводные системы «привязывают» нас к определенным потребителям, усиливая шансы дальнейшего «санкционного» давления. Повысить мобильность российского экспорта может более широкое производство сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь с арктических месторождений. Из всех глобальных энергетических рынков именно рынок СПГ последнее десятилетие развивается наиболее динамично. Первые миллионы тонн для крупномасштабного экспорта были произведены в 1980-е гг. на заводах Индонезии, Малайзии и Австралии, предназначались они в основном для поставок в Японию и Южную Корею. Европейский рынок сжиженного природного газа в 1990 г. получал всего 5 млн т, а уже в 2010 г. — 70 млн т. В целом же в мировой торговле этот вид экспортных поставок газа увеличился с 2 % в 1990 г. до 30 % в 2010 г. (240 млн т) и, по прогнозам, к 2030 г. превысит 50 %. Российская Федерация занимает в этом сегменте более чем скромное место, направляя на Азиатско-Тихоокеанский рынок с завода, построенного в рамках проекта «Сахалин-2» 9,6 млн т. Однако сейчас процессы существенно активизировались: например, в Хасанском районе Приморского края «Газпромом» началась реализация проекта «Владивосток-СПГ» с объемом инвестиций 13,5 млрд долл. и проектной мощностью предприятия 15 млн т. Пуск первой очереди намечен на 2018 г. (5 млн т), второй - на 2020 г. [4]. Проект «Ямал-СПГ», который реализует одна из крупнейших российских газовых компаний «НоваТЭК», предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год с пуском первой линии (5,5 млн т) в 2017 г. и второй — в 2019 г. Компания «Газпром» возобновила комплекс мероприятий по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море со строительством завода СПГ в пос. Териберка на Кольском п-ове, который был «заморожен» еще в 2011 г. В 1920 гг. может начаться и реализация проекта «Печора-СПГ». Конечно, есть и другие объекты. Например, компания «ГЕКОН» в докладе «Прогноз развития морских перевозок добываемых в Российской Арктике углеводородов в акватории Северного морского пути до 2030 года» [14] приводит следующие прогнозы генерации грузовой базы (табл. 3). При этом 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz