Север и рынок, 2018, N 1.
It is shown that the success of the implementation of a comprehensive project for the development of the Arctic zone of the Russian Federation largely depends on correctly formulated and structured strategic landmarks, the identification of specific features and rational use of the region's potential, and the soundness of the logical sequence of the proposed activities. Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, development of Arctic territories, reference zones, regional economy, cluster approach, state program, priority projects, GAP analysis, SWOT analysis. Россия — крупнейшая арктическая держава. В последнее десятилетие проблемы развития Арктики привлекают к себе большое внимание со стороны государственных структур, бизнес- сообщества, ученых и занимают одно из приоритетных мест в российской повестке дня, что обусловлено следующими причинами: • необходимостью многоцелевого присутствия России в Арктическом регионе в целях обеспечения национальной безопасности и защиты государственных интересов, сбережения уникальных экологических систем, рационального природопользования, научно-инновационной деятельности; • высоким уровнем ресурсного потенциала Российской Арктики с дифференциацией и уникальностью в каждом регионе; • наличием пространственно-транспортного потенциала, конкурентоспособностью Северного морского пути. Арктическая зона Российской Федерации представляет собой уникальный географический, экологический и климатический регион, формируемый пространственной интеграцией территории и акватории, отличается особенными свойствами и качествами: сложными природно-климатическими условиями, исключительной уязвимостью окружающей среды, неравномерностью заселения, высокой урбанизированностью, историческим опытом освоения территорий, особыми компетенциями, отраслевой спецификой, неравномерностью обеспечения основными факторами производства, инфраструктуры и трудовыми ресурсами, слабой диверсификацией экономики. Применительно к вышесказанному можно отметить, что роль российской Арктики двойственна и противоречива. С одной стороны, ее мощный природно-ресурсный, территориальный и геополитический ресурс является резервом устойчивого развития, с другой — экстремальные условия жизни и производственной деятельности осложняют социальные и экономические процессы. Данное обстоятельство обусловливает необходимость формирования новой современной аутентичной российской модели развития АЗРФ, адекватной глобальным и российским вызовам. Многие эксперты считают, что этот процесс следует назвать «переосвоением» Арктики [1], что предполагает: переосмысление концепции и условий функционирования ранее созданного хозяйственного, социального и инфраструктурного потенциала; поиск наиболее эффективных методов организации хозяйственной деятельности, рационального использования территорий; корректировку государственной политики и управления для качественно нового освоения арктических территорий, с учетом оптимизации взаимосвязи между человеком, хозяйством и природой средой в соответствии с принципами комплексности и системности. В настоящее время органами государственной власти и управления Арктическая зона РФ признается особым объектом государственной политики, о чем свидетельствует принятие целого ряда основополагающих документов*, в связи с чем создается единая система государственного управления арктическим регионом. В качестве ключевого механизма реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» было предложено создание опорных зон на основе кластерного подхода, адаптированных к особенностям АЗРФ, с учетом сложившейся системы расселения, очагового характера промышленно-хозяйственного освоения и существующей транспортной системы Арктической зоны РФ. Кроме того, создание * Основы государственной политики в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г.), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013 г.), государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утверждена постановлениемПравительства РФ 21 апреля 2014 г., с изм. от 31 августа 2017 г.). 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz