Север и рынок, 2018, N 1.
убыточной, а мощности, особенно в Восточном секторе, уменьшились в разы (например, в базовом порту Тикси с 800 тыс. т в 1990 г. до 100 тыс. т в 2000 г.). Динамика функционирования основных портов в последние пять лет, как видно из табл. 2, не имеет явно выраженной тенденции, скорее, наблюдаются некоторые «колебательные» процессы, связанные с масштабами перегрузки сырой нефти. Так, терминал Варандей с 2010 по 2012 гг. сократил отгрузку более чем в два раза, но уже к 2015 г. ее почти восстановил. Аналогично в крупнейшем арктическом порту Мурманск динамика грузооборота зависела от функционирования рейдовых перегрузочных комплексов. Таблица 2 Функционирование арктических морских портов России [12, 13] Порт Г рузооборот, тыс. т 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. Мурманск 32809 25687 23669 31406 22046 Архангельск 3667 4264 5154 4415 3812 Варандей 7510 4011 3148 5382 6583 Саббета - - - 36 181 Диксон - 12 16 29 31 Дудинка 1093 1102 1132 970 1214 Тикси 40 56 58 27 28 Певек 142 189 209 232 270 Провидения 27 23 19 21 24 Всего 45288 35344 33405 42518 34189 Источник: Кудрявцев О. М., Лебедев Г. В. Развитие арктических портов России. URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=62857. В целом можно констатировать, что арктические акватории России и ее шельф имеют важнейшее стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, однако транспортная система сейчас выполняет только локальные задачи по обеспечению отдельных производственных узлов и прибрежных поселений. Современная геополитическая ситуация и экономические тенденции ставят перед ней более сложные и масштабные задачи. Арктические морские пространства страны достигали при меридионально-секториальном выделении 5,8 млн км2. Однако в соответствии с ратифицированной в 1997 г. Конвенцией по морскому праву применяются другие подходы и по общим основаниям (территориальное море и исключительная экономическая зона) эти акватории составили 4,1 млн км2, то есть уменьшились на 1,7 млн км2. Если удастся доказать, что подводный хребет Ломоносова является продолжением территории, то страна может приобрести еще около миллиона квадратных километров. Но это процесс длительный, поскольку аналогичные претензии имеет Канада и их рассмотрение в соответствующих комиссиях ООН может растянуться на долгие годы. При этом необходимо отметить, что уже сейчас прогнозные ресурсы углеводородного сырья Арктического шельфа РФ оцениваются в 70-80 млрд т условного топлива, а добыча нефти и природного газа с морских и прибрежных месторождений к 2030 г . может достичь в оптимистическом варианте 45-50 млн т только в акватории Северного морского пути [5], что значительно повышает требования ко всей системе морских транспортных коммуникаций. Дополнительные требования накладывает усиление внимания к Арктике со стороны как собственно арктических, так и «третьих» стран (Китай, Южная Корея, Швеция и др.), а усиление противостояния с Западом и его санкционная политика обусловливают необходимость развития как оборонной, так и хозяйственной деятельности. В целях модернизации и совершенствования структуры арктической транспортной системы, усиления роли Северного морского пути как единой и важнейшей транспортной магистрали Российской Федерации Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. предусматривается [9]: • развитие единой Арктической транспортной системы страны в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование и включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть; 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz