Север и рынок, 2018, N 1.
выработали свои арктические доктрины. Не является в этом плане исключением и Российская Федерация, еще в 2008 г. принявшая «Основы государственной социально-экономической политики в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу», а в 2013 г. Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения экономической безопасности на период до 2020 года [9]. Решение задач развития АЗРФ, включая освоение ее природных ресурсов, в определяющей мере связано с динамикой транспортно-инфраструктурного потенциала. Он относительно неплохо функционирует в европейской части, обладающей не только системами железнодорожного и автомобильного сообщения, но и крупными морскими портами. В Азиатской Арктике РФ преобладали (по объему грузов) трубопроводные линии, а в перевозке пассажиров авиационный и речной транспорт. Первая железная дорога большой протяженности (525 км) от станции Обская до станции Бованенково была открыта в 2011 г. и построена на средства ПАО «Газпром». В перспективе до 2020 г. ее планируется продлить до порта Харасавэй на Ямале. Однако в целом наиболее быстрый рост предполагается для систем морского транспорта, что связано, с одной стороны, с освоением арктических прибрежных и шельфовых месторождений, а с другой — с ростом экспортных грузопотоков. Системообразующим элементом арктических морских коммуникаций выступает Северный морской путь (СМП), который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Баренцево море нормативно не входит в его состав, но является важнейшей составной частью арктических акваторий, где формируется существенная часть грузопотоков СМП. Длина маршрута от Карских Ворот до бухты Провидения 5600 км, характеризующихся, особенно в зимний период, сложными природно-климатическими условиями и ледовой обстановкой. Тем не менее Северный морской путь, особенно с учетом тенденций глобального потепления, может рассматриваться как определенная альтернатива южным артериям: Панамскому или Суэцкому каналам. В качестве примера обычно приводится расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое в первом варианте составляет 14 000 км, а во втором — свыше 23 000 км. Конечно, это разные «километры», но с учетом технического прогресса Северный морской путь может оказаться вполне конкурентоспособным уже в ближайшей перспективе. Можно отметить, что перевозки в арктических акваториях даже в дореформенный период при мощной поддержке государства не отличались стратегическими показателями: своего максимума они достигли в 1987 г. (около 6,5 млн т) и уже в 1999 г. их объем сократился до 1,6 млн т, то есть в 4 раза, при этом в Восточном секторе он «упал» в 40 раз (до 30 тыс. т). На этапе основным драйвером оказалось ОАО «Норильский никель»: маршруты Мурманск — Дудинка и Архангельск — Дудинка обеспечивали более 60 % всех перевозимых грузов. В последнее время отмечается постепенный рост грузопотоков (табл. 1), однако он не отвечает стратегическим задачам и современным возможностям СМП. «Санкционная» политика западных стран не оказала существенного влияния на общие показатели, однако транзит сократился очень значительно, можно сказать радикально: с 1356 тыс. т в 2013 г. до 39 тыс. т в 2015 г., то есть более чем в 30 раз. Однако здесь даже в большей мере повлияло общее снижение темпов развития у одного из основных грузополучателей — Китая, оборот с которым в 2013 г. достигал 700 тыс. т. Что касается общего роста перевозок, то они в доминирующей степени были связаны с формированием в Западной Арктике нового промышленного и транспортного узла — морского порта Сабетта, в который только в 2016 г. было доставлено около 2 млн. т грузов. Таблица 1 Объем перевозок по Северному морскому пути [10, 11] Наименование Данные по годам, млн т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Всего 2050 3111 3752 3930 3982 5392 7256 в т. ч. транзит 182 824 1212 1356 275 39 210 Источник: Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы / В. В. Рукша и др. // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4(20). С. 104-110; Минэкономразвития: по Севморпути в 2016 году перевезено рекордное количество грузов. URL: http://pro- arctic.ru/13/12/2016/news/24504. Портовое хозяйство вдоль трассы Севморпути одновременно со снижением грузопотоков также подверглось значительному физическому и моральному износу. Работа многих из них оказалась 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz