Север и рынок, 2018, N 1.

Проводимое исследование посвящено проблемам и стратегическим перспективам формирования и развития морских транспортных узлов в российской Арктике. Научная новизна обусловлена тем, что системных исследований этого направления не проводилось, поэтому предпринимается попытка концептуально рассмотреть движущие силы и организационно - экономические условия обеспечения динамики грузопотоков Северного морского пути на основе развития их основного системообразующего элемента — портовых зон. Значимость работы усиливается ускоряющимся освоением сырьевых ресурсов Арктики, в первую очередь углеводородов, а также прогнозами изменения климата, в своем большинстве предполагающими смягчение ледовой обстановки и улучшение транспортной проходимости арктических акваторий. Можно отметить, что проблема развития морских коммуникаций существует и в Северо­ Американской арктической системе, в так называемом Северо-Западном проходе [1], однако в Канаде он рассматривается в основном как транзитная магистраль, да и в целом в ее арктических провинциях применяется модель «освоение без заселения». В России освоение этих пространств всегда приводилось с формированием базовых поселений и портов, эта тенденция особенно усилилась во время административной экономики, когда порты стали быстро появляться и в азиатской части (Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси и др.). Этот период достаточно подробно рассмотрен в целом ряде работ [2, 3] и характеризуется мощной поддержкой государства, обеспечившей устойчивое развитие морских грузопотоков. В 1990-е гг. и начале текущего столетия показатели резко сократились, и положительная динамика отмечается только последние 5-6 лет, что связано с ростом как глобального, так и национального интереса к Арктике. Это отражено, в том числе, в целом ряде фундаментальных монографических исследований [4, 5], имеющих разделы по вопросам морского транспортно­ логистического комплекса [6, 7]. Однако концепция развития портовых зон в них системно не затрагивалась, что и определяет актуальность статьи. В заключение отметим, что понятие «концепция» (от лат. conceptio — «понимание», «система»), о котором будет идти речь далее, имеет очень разнообразные и достаточно широкие трактовки, например, как система взглядов на явление — в мире, природе, обществе или ведущий замысел, конструктивный принцип — в научной, технической и других видах деятельности. В экономике и управлении концепция обычно рассматривается как один из этапов в последовательности управленческих построений (документов): миссия, концепция, стратегия, программа и т. п. В данной статье это понятие будет применяться как попытка осмысления схемы развития объекта исследований на современном этапе, включая аналитические и прогнозные шаги. Экономические процессы в АЗРФ протекают в сложном переплетении нескольких противоречивых тенденций. Первая обусловлена стратегическим значением в экономике страны добывающего сектора, в первую очередь нефтегазового, в основном сосредоточенного в северных и арктических регионах. Именно он выступает даже при существенных относительно низких ценах стабилизирующим фактором, обеспечивая около половины валютных поступлений страны. Вторая связана с долговременными перспективами освоения шельфа, в том числе в части усиления инновационных факторов. Природный газ в обозримой перспективе будет только усиливать свою роль в глобальном энергетическом балансе, а сам добывающий арктический комплекс становится все более высокотехнологичным и может выступить своеобразным «локомотивом» развития обеспечивающих отраслей металлургии, машиностроения, приборостроения и т. п. Однако третья тенденция в определенной степени направлена в противоположную сторону и обусловлена системным «распадом» производственной и коммунальной инфраструктуры в первый период перехода от административной к преимущественно рыночной экономике. Одновременно происходит масштабный отток населения, в первую очередь за счет трудоспособной и наиболее квалифицированной его части. Если в 1990-е годы число жителей Российской Арктики достигало в принятой территориальной конфигурации 1,8 млн чел., то к 2000 г. оно сократилось до 1,6 млн чел. и в последующие годы еще на 100 тыс. чел. В 2014 г. произошел «слом» этой тенденции: Указом Президента РФ от 2 мая № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» они были увеличены на 28 %, а население на 63 % и достигло 2,4 млн чел. В данной статье не ставится задача анализировать целесообразность такого расширения, отметим только, что в состав АЗРФ теперь вошел крупный Архангельский морской транспортный узел [8]. Наконец, последняя, четвертая тенденция детерминирована беспрецедентным ростом внимания к мировой Арктике в связи с ростом ее стратегического ресурсного и оборонного потенциала. Причем не только со стороны приарктических государств, последние в течение десяти лет 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz