Север и рынок, 2018, N 1.

Окончание таблицы 2 6 Банковские кредиты, средства инвестиционных институтов (инвестиционных фондов, страховых компаний, венчурных фондов и т. д.) Усиление регионального участия в создании инвестиционных институтов, в том числе за счет создания региональных банков и региональных венчурных и инвестиционных фондов Ямало-Ненецкий АО Магаданская обл. Тюменская обл. Хабаровский край 7 Средства внешних по отношению к региону инвесторов, в том числе иностранные инвестиции Создание условий привлечения внешних по отношению к региону инвесторов, в том числе за счет формирования особых экономических зон и формирования банков данных потенциальных инвестиционных проектов и площадок Ханты-Мансийский АО Сахалинская обл. Тюменская обл. Магаданская обл. Пермский край Приморский край 8 Привлечение средств населения (сбережений) Организация выпуска облигационных региональных займов для населения с использованием привлеченных финансовых ресурсов на инвестиционные цели Ямало-Ненецкий АО Чукотский АО Ханты-Мансийский АО Ненецкий АО Сахалинская обл. Магаданская обл. Пермский край Представленные рекомендации позволяют сделать следующие обобщения: 1. Среди северных и приравненных к ним регионов в настоящий момент имеются такие субъекты РФ, формирование достаточной финансовой базы для экономического развития которых возможно только при значительном участии федеральных органов власти (Республика Бурятия, Забайкальский край, Республика Карелия, Республика Алтай, Республика Тыва). По отношению к таким регионам действенными инструментами увеличения и реализации финансового потенциала должны стать бюджетные трансферты (прежде всего, в форме дотаций), бюджетные кредиты и федеральное финансирование в рамках программных инструментов. При этом более эффективным видится принятие и исполнение программ развития по ограниченному числу территорий (не более четырех регионов), характеризующихся схожими параметрами финансового потенциала. 2. Большая часть северных и приравненных к ним регионов способна обеспечить экономическое развитие за счет средств субъектов хозяйствования, базирующихся на их территории. При этом определяющими условиями для реализации имеющегося у них финансового потенциала является повышение финансовой самостоятельности регионов, расширение бюджетно-налоговых полномочий, создание условий, которые позволили бы оставлять финансовые ресурсы, формируемые крупными промышленными субъектами, в регионах базирования, и ограничить возможности их выведения в интересах собственников. Кроме того, для субъектов, обладающих высоким финансовым потенциалом домохозяйств (Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Сахалинская и Магаданская области, Пермский край), рекомендуется активнее привлекать средства населения в экономику за счет механизмов их трансформации в инвестиционные ресурсы, успешно используемые в настоящее время в некоторых регионах. 3. Важным условием развития финансового потенциала территорий и, как следствие, повышения темпов их экономического роста является формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение внешних по отношению к регионам инвесторов. При этом следует понимать, что для реализации данной задачи необходим симбиоз усилий региональных и федеральных органов власти, а необходимый результат может быть получен для ограниченного числа северных и приравненных к ним регионов, для которых характерны высокий уровень развития экономики, достаточный объем имеющегося финансового потенциала, наличие выраженных отраслей специализации хозяйства, присутствие инновационных площадок и производств, приграничное расположение. К таковым на сегодняшний день следует отнести Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинскую, Тюменскую и Магаданскую области, Пермский и Приморский края. В целом оценка финансового потенциала территории должна являться основой управления и перераспределения финансовых потоков между всеми участниками экономической системы региона: органами власти, хозяйствующими субъектами, финансово-кредитными институтами и домохозяйствами. Выявление наиболее перспективных элементов хозяйства региона с точки зрения возможности 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz