Север и рынок, 2018, N 1.
инструмента около 10 млрд руб. сбережений граждан [15]. В 2017 г. собственные облигации для населения начал размещать Ямало-Ненецкий автономный округ [16]. Спрос на них в полтора раза превысил стоимостной объем эмиссии, что подтверждает высокую перспективность этого инструмента привлечения финансовых ресурсов для нужд региона. Выделение отличительных особенностей инструментов формирования финансовых ресурсов в регионе и специфики их применения, исходя из показателей финансового потенциала, позволяет дать рекомендации по мобилизации финансовых ресурсов для целей обеспечения устойчивого экономического развития северных и приравненных к ним субъектов РФ (табл. 2). Таблица 2 Рекомендации по повышению финансового обеспечения экономического развития северных и приравненных к ним регионов с учетом сформированного финансового потенциала территорий № п/п Инструмент формирования финансовых ресурсов региона Особенности использования Для регионов 1 Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ Повышение выделяемых объемов дотаций бюджетам регионов с наиболее низким уровнем финансового потенциала за счет изменения методики распределения дотаций Республика Бурятия Забайкальский край Республика Карелия Республика Алтай Республика Тыва 2 Бюджетные кредиты Повышение лимита предоставления бюджетных кредитов регионам, имеющим низкие оценки бюджетно- налоговой составляющей финансового потенциала; усиление инвестиционной направленности использования выделяемых бюджетных кредитов Республика Бурятия Забайкальский край Республика Карелия Республика Алтай Республика Тыва 3 Финансирование в рамках программного метода развития территорий Пересмотр ФЦП с отказом от реализации программ развития макротерриторий («Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года») и принятие программ, направленных на развитие ограниченного числа регионов со схожими характеристиками финансового потенциала Республика Бурятия Забайкальский край Республика Алтай Республика Тыва Приморский край Хабаровский край Амурская область Камчатский край Республика Коми Архангельская обл. Республика Карелия 4 Собственные доходы бюджета Расширение бюджетных и налоговых полномочий и повышение финансовой самостоятельности регионов, характеризующихся высоким финансовым потенциалом Ханты-Мансийский АО Сахалинская обл. Тюменская обл. Мурманская обл. Республика Саха (Якутия) Иркутская обл. 5 Государственно-частное партнерство Создание условий для более активной реализации государственно-частного партнерства в регионах, имеющих промышленный характер экономики и присутствие крупных устойчивых предприятий, за счет предоставления льгот для субъектов, реализующих ГЧП-проекты в регионах базирования Чукотский АО Ханты-Мансийский АО Тюменская обл. Пермский край Томская обл. Республика Саха (Якутия) Красноярский край Иркутская обл. Республика Бурятия 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz