Север и рынок, 2018, N 1.
компетенции федеральных органов исполнительной власти. В настоящий момент на развитие отдельных территорий направлено действие следующих программ: 1. Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года. 2. Социально-экономическое развитие Калининградской области. 3. Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года. 4. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. 5. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации. Непосредственно на развитие северных и приравненным к ним регионов направлены две последние программы, при этом действие обеих нельзя признать достаточно эффективным. Так, основная проблема программы развития Арктической зоны связана со структурой распределения финансовых ресурсов на ее реализацию (из 190,5 млрд руб. федеральных средств, выделяемых на 7 лет реализации программы, более 63 % приходится на мероприятие «Создание условий функционирования подразделений Вооруженных сил Российской Федерации в Арктической зоне» [8]). Недостатком реализации программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [9] является явный перекос усилий государства в сторону Дальнего Востока, тогда как развитие Байкальского региона будет осуществляться в соответствии с программой по остаточному принципу. В частности, полностью отсутствует финансирование по такой подпрограмме, как «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе», в качестве целевого индикатора в Байкальском регионе заявлено создание 2,63 тыс. новых рабочих мест, при том что общий прирост по данному показателю с учетом Дальнего Востока составит около 100 тыс. единиц. Все вышеперечисленные инструменты формирования финансовых ресурсов регионов, исходя из категории источников средств, следует отнести к инструментам федерального финансирования. Собственные доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений в региональные бюджеты. В российских условиях использование данного инструмента формирования финансовых ресурсов в регионе ограничено низким уровнем самостоятельности регионов при реализации налоговой политики, высокой концентрацией налоговых потоков в федеральном бюджете, унифицированными налоговыми ставками, применяемыми во всех регионах без учета специфики их экономического развития и финансового потенциала. В этой связи возникает необходимость в усилении самодостаточности финансирования территориального развития, недопущение дискриминации экономически развитых и изначально финансово состоятельных территорий, повышение результативности предоставления инвестиционных льгот [10, с. 500]. Северные и приравненные к ним регионы значительно различаются по показателю объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта на душу населения, который может служить основным индикатором эффективности формирования собственной доходной базы региона (рис. 5). Среди анализируемой группы регионов (исключая субъекты с населением менее 200 тыс. чел.) наибольшую собственную доходную бюджетную базу имеют автономные округа (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский), Тюменская обл., Республика Саха. Помимо федеральных источников финансовых ресурсов и собственных средств региональных органов власти субъекты РФ для обеспечения экономического развития с различной степенью интенсивности используют привлечение частных финансовых ресурсов. В рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) региональные органы власти привлекают к финансированию инвестиционных проектов (в том числе имеющих социально значимый характер) и реализации социально-экономических программ крупные хозяйствующие субъекты. Усилия региональных органов власти направлены на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении долгосрочных вложений в экономику региона [12, с. 57]. В свою очередь, хозяйствующим субъектам предоставляются налоговые льготы, экономические преференции при ведении бизнеса. Согласно рейтингу регионов по уровню развития ГЧП, который рассчитывает Ассоциация «Центр развития ГЧП», в 2016-2017 гг. среди северных и приравненных к ним регионов в первую двадцатку лидеров входили Хабаровский край (10-11-е место), Красноярский край (15-е), Бурятия (16-е), Амурская обл. (17-е), Тюменская обл. (19-е) [13]. *Для сравнения: объем средств, выделяемых на реализацию программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» составляет 303,3 млрд руб., на программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» — 422,7 млрд руб. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz