Север и рынок, 2018, N 1.
Оценить интенсивность предоставления бюджетных кредитов северным и приравненным к ним субъектам РФ можно по показателю доли бюджетных кредитов в налоговых и неналоговых доходах бюджета региона (рис. 4). Среди выделенной группы субъектов диапазон изменения интенсивности использования бюджетных кредитов достаточно высок. Так, на конец 2016 г. ряд субъектов не имели задолженности по бюджетным кредитам вовсе (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалинская обл.), задолженность по бюджетным кредитам других регионов составляла более 50 % от совокупной доходной базы бюджетов (Республика Алтай, Забайкальский край, Амурская обл., Республика Карелия, Чукотский автономный округ). Чукотский автономный округ Республика Карелия Амур ская обласгь 3абайкальскинкрай Республика Алтай Арх ангельская областъ Республика Тыва Хабаровскийкрай Мурманекая область Камчатскийкрай Красноярскийкрай Республика Комл Магадаиская область Томская область Республика Саха (Якутия) Республика Бурятия Пермскийкрай Иркутская область ПрIшорскийкрай Ханты-Мансийский автономный округ -Югра Тюменская область Ненецкий автономный округ Сахалинская область Ямало-Ненецкий автономный округ 0% 20 % 40% 60% 80% 100% 120% 140% □ Доля бюджетных кредитов в налоговых и неналоговых доходах бюджета субъекта,% □ Доля нных (кроме бюджетных кредитов) источников госдалга вналоговых и неналоговых доходах бюджета,% Рис. 4. Уровень использования бюджетных кредитов северными и приравненными к ним субъектами РФ, на конец 2016 г. (рассчитано на основании [7]) В последние годы Минфин РФ проводит политику сокращения объемов средств, выделяемых на бюджетное кредитование регионов. Данный инструмент во многом становится антикризисным механизмом для органов власти субъектов, используемым чаще всего для рефинансирования имеющейся задолженности (об этом, в частности, говорит структура распределения бюджетных кредитов, смещенная в сторону регионов с низкой оценкой финансового потенциала). Для инвестиционных целей и создания финансовой базы регионального развития Минфин призывает активнее использовать иные источники привлечения дополнительных ресурсов, в частности облигационные займы. Кроме того, в условиях сохранения определенных кризисных явлений на финансовых рынках регионы придерживаются консервативных принципов формирования госдолга и неактивно привлекают заемные средства. Финансирование в рамках программного метода развития территорий формируется для реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточено на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz