Север и рынок, 2018, N 1.
Бюджетно налоговый 14.0 13.0 12-° Л. П-0 Кредитно финансовый Xозяйствующих субъектов - ♦ - 2 0 0 5 — 2010 - * ■ 2015 Рис. 2. Динамика оценки отдельных составляющих финансового потенциала северных и приравненных к ним регионов (средние значения по выделенной группе регионов) Полученные результаты являются основой для разработки рекомендаций по перечню инструментов, которые можно использовать для привлечения финансовых ресурсов в регион, обеспечивающих его устойчивое экономическое развитие. В обобщенном понимании финансовые ресурсы региона по источникам происхождения ученые подразделяют на финансовые ресурсы внутреннего и внешнего происхождения (см., например, [3]). К финансовым ресурсам внутреннего происхождения, прежде всего, относятся средства местных бюджетов, внебюджетных фондов, предприятий и учреждений региона любой формы собственности и сферы деятельности, а также деньги населения, то есть средства, которые для определенной территории имеют внутреннее происхождение. К финансовым ресурсам внешнего происхождения относятся дотации и субвенции из государственного бюджета, средства, которые заимствуются или привлекаются субъектами хозяйствования и населения из внешних для данной территории источников, а также иностранные инвестиции и помощь. Финансовые ресурсы выступают условием комплексного развития отдельных территорий и регионов. Достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами региональных систем является базой для эффективного функционирования кредитной системы, обеспечения реального сектора экономики инвестиционными ресурсами, формирования условий для реализации функций органов власти [4]. В условиях российской специфики спектр инструментов, используемых для привлечения финансовых ресурсов в регион, достаточно ограничен. Кроме того, каждый инструмент имеет свою особенность применения и ограничения в использовании. Основные из них представлены в табл. 1. Охарактеризуем представленные в табл. 1 инструменты более подробно. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в настоящее время выделяются на основе положений постановления Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» [5], исходя из показателей бюджетной обеспеченности регионов, которые, в свою очередь, формируются на основе индексов налогового потенциала и бюджетных расходов субъекта РФ. Субсидии из средств федерального бюджета предоставляются для оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, за счет средств федерального бюджета. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz