Север и рынок, 2018, N 1.

Уровень финансового обеспечения региона характеризует финансовый потенциал. Его оценка, в свою очередь, служит мерой сравнения возможностей формирования финансовых ресурсов региона, позволяет проводить группировку регионов, исследовать и анализировать состояние конкретного северного региона в соответствии с полученной количественной оценкой финансового потенциала и его составляющих [1]. Исследования, проведенные авторами [2], показали, что в период с 2005 по 2015 гг. в большинстве северных и приравненных к ним регионов (в 17 из 24) наблюдается снижение количественных характеристик финансового потенциала относительно среднероссийских значений (рис. 1). 2005 г. 2010 г. 2015 г. ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Ханты-Манеийский АО (66,2) Ямало-Ненецкий АО (61,4) Тюменская область /55,3) ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Ненецкий АО (66,2) Чукотский АО (63,1) Магаданская область (48,2) УМЕРЕННЫЙ п о тен ц и а л Республика Коми (49,4) Пермский край (47,6) Сахалинская область (47.3)” Красноярский край (47,2) Мурманская область (46,6) Томекая областъ (46,6) Республика С аха (46,2) Архангельская область (45,8) Хабаровский край (45,3> Республика Карелия (44.4)— Камчатский край (43,7) Иркутская область (42,7) НИЗЫГИ ПОТЕНЦИАЛ Приморский край (39,2) Амурская область (39.2) Заоайка1ЬСкий край (37,2) Республика Алтай (36,1) Республика Бурятия (35,5) Республика Тыва (26.4 > СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ - 47,0 ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Ямало- Ненецкий АО (62,5) Ханты-Мансийский АО (54,3) Тюменская область (55,2) ■ ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Ненецкий АО (62,3) Чукотский АО (51,9) Магаданская область (49,1) УМЕРЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Мурманская область (48,8) Респу блика Коми '48,1) Красноярский край (4?,5) Пермский край (47,3) Хабаровский край (45,4) Ирку тская область (45,1) Камчатский край^-ГЗ.о)- Респу блика Саха (43,1) Архангельская область (42,3) Амурская область (42,2) Томская область (41,9) НИЗКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Приморский i-рай (40,7) Реет-блика Карелия (40.6) ► Сахалинская область (40.6)- Республика Бурятия (38,5) Республика Алтай (34,8) Забайкальский край (37,2) Реет блика Тыва (33,5) с> СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ - 45,7 ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Ямало-Ненецкий АО (59,2) Ханты-Мансийский АО (56,9) ► Сахалинская область (51,3) ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ Чукотский АО (57,3) Ненецкий АО (56,8) Магаданская область (48,9) УМЕРЕННЫЙ п о тен ц и а л Тюменская область (50,3) Пермский край (47,4) Мурманская область (46,2) Томская область (45,8) Республика Саха (45,5) Красноярский край (45,3) Приморский ьрай (45.1) Республика Коми (44,5) Иркутская область (44,2) Хабаровский край (43,2) Архангельская область (42,1) Амурская область (42,3) НИЗЫШ ПОТЕНЦИАЛ Камчатский край (41,4) Реет блика Бурятия (40,9) Республика Карелия (36,2) Респу блика Алтай (35,9) Забайкальский край (35,5) Республика Тыва (30,1) с> СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ - 45,: Рис. 1. Динамика состава групп регионов с различным финансовым потенциалом в 2005-2015 гг. Об этом свидетельствуют и значения средней балльной оценки: 47,0 в 2005 г. и 45,5 балла в 2015 г. Изучение динамики оценки отдельных составляющих финансового потенциала (рис. 2) показало снижение в указанный период средних показателей оценки бюджетно -налогового, кредитно­ финансового потенциала и потенциала домашних хозяйств при росте потенциала хозяйствующих субъектов, что говорит об оттоке финансовых ресурсов из регионов. Объясняется это тем, что в результате перерегистрации в Москве и Санкт-Петербурге многих хозяйствующих субъектов (в основном крупные горнодобывающие и перерабатывающие предприятия), осуществляющих свою деятельность в северных регионах, снизились налоговые поступления в бюджеты регионов. Сокращение числа региональных банков, ограниченные возможности региональных органов власти в применении монетарных рычагов финансового регулирования стали причиной стагнации и отсутствия развития кредитно-финансовых систем рассматриваемых регионов. Значения отдельных составляющих финансового потенциала и его совокупная оценка позволяют определить возможности (высокие или низкие) северных и приравненных к ним регионов привлекать финансовые ресурсы внутреннего происхождения [2]. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz