Север и рынок, 2018, N 1.

производственной инфраструктуры*. За 2010-2014 гг. высокие интегральные оценки трудового потенциала имеют регионы Азиатского Севера России, тогда как на Европейском Севере два региона (Коми и Карелия) характеризуются низкой интегральной оценкой. Интегральные индексы в регионах Азиатского Севера превышают среднее и медианное значения, в регионах же Европейского Севера (а именно в Коми и Карелии) они близки к этим значениям. Повышающим фактором оценки в первую очередь является ЧРП на одного занятого. По нему регионы Европейского Севера уступают Азиатскому, но при этом интегральные оценки остаются достаточно высокими. Это закономерно на фоне положительной динамики ВРП в регионах азиатской части (и особенно роста доли добывающих производств). Также повышающим фактором послужил индекс занятости населения, уровень которого у всех северных регионов, кроме Тывы, Карелии и Архангельской обл. , выше медианного и среднего значений, а рейтинги регионов выше среднего. В целом же регионы Европейского Севера по оценкам занятости уступают регионам Азиатского, хотя величины индексов регионов выше медианного значения, а рейтинги — выше среднего. По индексу продолжительности трудовой жизни в 2010 г. северные регионы имели позиции в рейтинге не выше 35-го места. В 2012-2014 гг. ситуация в регионах Европейского Севера улучшилась, в то время как регионы Азиатского Севера имели снижение ранга, кроме Ханты- Мансийского АО (12-е, 10-е места). Только у Мурманской обл., находившейся на 34-м месте, индекс был выше среднего по регионам России, у остальных северных регионов он был ниже среднего по стране. В целом можно отметить, что у регионов Европейского Севера ситуация по данному индексу лучше, чем у регионов азиатской части Севера (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало­ Ненецкого АО), так как в них меньше производств с неблагоприятными условиями труда. В 2010 г. по индексу уровня профессионального образования занятых у 5 северных регионов его значение было ниже среднего по регионам России, а в рейтинге они не поднимались выше 38-го места, остальные имели достаточно высокие ранги — до 31-й позиции. Самый высокий уровень наблюдался у Ямало-Ненецкого АО, Камчатского края и Республики Тыва (8-е, 11-е и 13-е места соответственно). В 2014 г. в Ямало-Ненецком АО ситуация еще стабильная, также относительно стабильно было в Камчатском крае, Архангельской и Сахалинской обл. , республиках Тыва и Саха. Повышение ранга произошло за четыре года лишь в одном регионе - - Магаданской обл. , в остальных 5 регионах - - отрицательная динамика по индексу. Таким образом, среди регионов Европейского Севера низкие интегральные индексы трудового потенциала в Карелии и Коми обусловлены уровнем профессионального образования в 2012 г. — особенно заметно его снижение в сравнении с предыдущими годами. Для Республики Коми характерно очень значительное снижение ранга (до 80-го в 2012 г. и незначительное повышение в 2014 г.), в результате регион имеет не только самое низкое значение индекса среди всех северных регионов, но и один из худших в стране. Анализ сравнительных оценок трудового потенциала населения на основе показателей его компонент позволил вычленить группу северных регионов, которые отличаются высокими значениями интегральных индексов и схожим влиянием на них частных индексов. Негативное влияние на интегральную оценку оказывают индексы продолжительности трудовой жизни и профессионального образования. Низкие показатели продолжительности трудовой жизни во многом зависят от невоспроизводимых факторов — сложного для проживания климата и неблагоприятных условий труда из-за распространения добывающих производств, низкий образовательный уровень предопределяется в основном воспроизводимыми факторами, относящимися к профессиональной подготовке работников и использованию их интеллектуального потенциала. Северные регионы России имеют низкий уровень качества интеллектуальной компоненты трудового потенциала, и эта проблема обусловливает несбалансированность их рынков труда. Выводы Выполненное исследование по оценке трудового потенциала населения северных регионов развивает теоретическую базу его сравнительного анализа в региональном разрезе и вносит вклад в обоснование единых управленческих решений по его развитию и использованию для групп регионов со схожими характеристиками этого потенциала. *РегионыРоссии. Социально-экономические показатели, 2015 (2008-2014): стат.сб. [офиц. изд.] / Федер. служба гос. статистики (Росстат): URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.01.2017). 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz