Север и рынок, 2018, N 1.

Окончание таблицы 1 14. Строительство плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певеки береговых гидротехнических сооружений (БГТС) 2019 г. Всего— 5,0 (вценах2015 г.) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Минпромторг России 15. Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом вЛенском речном бассейне. Реконструкция и модернизацияЖатайского судоремонтно­ судостроительного завода 2016-2026 гг. 13,65 (в томчисле 7,9— строительство флота и модернизация судов, 5,75—реконструкция и модернизацияЖатайского судоремонтно­ судостроительного завода) ОАО«ЛОРП», АО«Корпорацияразвития Республики Саха (Якутия)», АО«Фондразвития Дальнего Востока иБайкальского региона» 16. Навигационно­ гидрографическое обеспечение судоходства на трассахСевморпути 2020 г. Всего— 2,89 (за счет средств федерального бюджета) Минтранс России 17. Создание высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы в составе двух космических аппаратов (ОКР «Арктика-М») 2016-2020 гг. Всего— 6,26 Госкорпорация «Роскосмос», Росгидромет Проекты различаются по степени своей готовности к реализации. Часть проектов обеспечены финансированием, но имеются проблемы административного и нормативно-правового характера. Другая часть проектов необходимого финансирования пока не имеет, необходим поиск инвестора. Некоторые проекты ждут принципиального решения на государственном уровне, как, например, реализация проекта «Белкомур». Реализация арктических проектов требует решений ряда проблем: для того чтобы осуществлять проекты в арктических условиях, необходимо внедрять инновации, направленные на создание высокотехнологичного оборудования, технологий, инженерных методов и на модернизацию производственной базы, нужно обладать достаточным количеством знаний и применять смелые, нетривиальные действия. Специфика подготовки и осуществления арктических проектов проистекает из физико­ географических и природно-климатических особенностей при низкой устойчивости экологических систем, которые нужно учитывать вместе с социальными, экономическими и научно-техническими факторами. Соответственно, реализация арктических проектов в современной геоэкономической обстановке (речь идет о введении санкций в отношении России с 1 августа 2014 г. на поставки оборудования для глубоководной разведки и добычи нефти, работ на Арктическом шельфе и запрете с 12 сентября 2014 г. предоставлять услуги для таких проектов) возможна только на основе использования результатов фундаментальных исследований и прикладной науки, новейших инновационных технологий. На сегодняшний день значительная часть техники и высокотехнологичного оборудования, использующегося для осуществления арктических проектов России, разработана и выпущена иностранными производителями. Однако при использовании современных российских научных разработок возможен долгосрочный эффект для технологического развития в большом числе отраслей России. В данном случае может быть достигнут значительный результат в энергетике, транспорте, добыче природных ресурсов, медицине, экологии, материаловедении. Учитывая вышеизложенное и многообразие взаимосвязей и взаимозависимостей между компонентами, с помощью SWOT-анализа, базирующегося на сравнении фактического положения и перспектив арктических проектов, рассмотрим основные приоритеты, возможности, вероятные проблемы, чтобы предотвратить рисковые ситуации и максимально эффективно использовать имеющиеся возможности при реализации арктических проектов (табл. 2). 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz